«Написано слезами». 10 правил продюсирования
Правило 1. Клиентоориентированность
Как бы банально это ни звучало, клиент всегда на первом месте: мы работаем для него и решаем его задачи. Неспроста сегодня каждая компания говорит о своей клиентоориентированности: какими бы сложными ни были проект, сроки, условия или коммуникация, мы в первую очередь действуем так, чтобы заказчик остался доволен. От этого зависит не только успех продукта, но и наша прибыль.
Правило 2. Продюсер — проводник в мир продакшена
Клиенты зачастую — не профессионалы в мире продакшена и не обязаны разбираться во всех его аспектах. Когда они хотят увеличить продажи или охват, то обращаются с соответствующей задачей к экспертам. И продюсер должен стать проводником: взять клиента за руку и показать ему этот мир, рассказать и разложить по полочкам, как он устроен.
Продюсер — лидер проекта. Он не ждёт, пока клиент о чём-то попросит, и не спрашивает, как лучше поступить. Он чётко понимает цели клиента и предлагает разные варианты решения вопроса, говорит о плюсах и минусах каждого и обязательно рекомендует, какой выбрать.
Важно! Бизнес-цели клиента и эстетический вкус продюсера довольно часто не совпадают. В таком случае специалист должен руководствоваться бизнес-целью даже в ущерб креативной или эстетической составляющей. Ситуация, когда агентства или продакшены создают проект за деньги клиента, но для себя (чтобы заявить о себе или показать на фестах), неправильна.
Продюсеру не должно быть всё равно. Он должен быть лидером и локомотивом, который двигает проект вперёд. Когда клиент говорит: «Хочу то-то», — продюсер отвечает: «Всё понятно, мы делаем вот это и вот это вот так и вот так. Этапы такие: ...»
Правило 3. Выстраивание отношений с клиентом
Это фундаментальное правило касается не только продакшена, но в продюсировании оно по-настоящему сакрально. После каждого проекта клиент должен осознавать, что не ошибся с выбором и продюсер сделал для него абсолютный максимум.
При этом клиент должен быть искренне доволен результатом и чувствовать себя причастным к нему. Он должен понимать, что все его цели закрыты и что в дальнейшем по любым профильным вопросам он будет обращаться именно к этому специалисту.
Продюсер и клиент могут иметь разные бэкграунды, психотипы и темпераменты. Это означает лишь одно: продюсеру придётся быть отличными психологом, чтобы понять мотивацию и найти правильный подход к клиенту.
Ведь заказчики могут быть мягкими или авторитарными, с опытом или без, дружелюбными или агрессивными, эмоциональными или спокойными. Но это тоже ровным счётом ничего не значит. Если после совместной работы клиент не получит эмоционального удовлетворения, то проект окажется одноразовым, а в вашей работе не будет никакого толку.
Нет смысла выстраивать бизнес исключительно на одноразовых проектах. Обычно на привлечение клиента уходит много усилий и ресурсов: проработка, тендер, защита проекта могут получиться слишком дорогостоящими. И последнее, что можно сделать, — оставить заказчика разочарованным в выборе. Если продюсер понимает и уважает мотивацию и психотип клиента, это приводит к крепким долгосрочным отношениям. Иногда они начинаются со сложностей или эмоционального накала, но результат того стоит.
Правило 4. Ответственность
На первый взгляд банальное правило: все должны быть ответственными. Но что такое ответственность при продюсировании? Руководитель проекта на каждом этапе должен знать, что работа движется в верном направлении, команда подобрана правильно и понимает, что делает. Он должен быть уверен, что все процессы отлажены, а зоны ответственности — закрыты.
Поэтому продюсер:
- проверяет и контролирует;
- даёт команде однозначные задания и следит за выполнением каждого этапа;
- проговаривает ситуации, в которых что-то пошло не так;
- имеет твёрдый стержень;
- не паникует при факапе или внештатной ситуации, а понимает, как из них выйти;
- имеет смелость и ответственность честно и прямо сообщить о проблемах клиенту (или исправить их самостоятельно без привлечения клиента).
Правило 5. Соблюдение договорённостей
Начальные договорённости должны быть точными, понятными и однозначными для всех сторон. Их нельзя нарушить, профакапить или просто не выполнить.
Понятно, что обстоятельства могут поменяться. В таком случае нужно как можно раньше сообщить об этом и попробовать договориться с учётом новых вводных.
Правило 6. Стремление сделать больше
Делайте больше, чем от вас ждут, и больше, чем вы обещаете.
Представьте: вы пришли на рынок за семечками. Одна бабушка насыпала ровно гранёный стакан и молча отдала. А вторая — насыпала стаканчик с горочкой, сказала ласковое слово, пожелала хорошего дня. Эта горочка не имеет большого финансового значения, но доброе отношение к клиенту вы запомните и в следующий раз пойдёте именно к этой бабушке.
То же самое касается всех аспектов работы. Пришёл запрос — проработайте его получше: не просто скиньте цену, а соберите мудборд, подберите референсы, подготовьте развёрнутый ответ и сделайте презентацию. Или помогите чем-то действующему клиенту, дайте не один, а несколько вариантов решения на выбор и т. д.
Правило 7. Однозначность коммуникации
Все люди видят мир по-своему, исходя из своего опыта и знаний. Именно поэтому важна однозначность коммуникации.
Клиент и исполнитель — два разных человека, как два разных разъёма. Нужен какой-то переходник, который поможет им состыковаться. В коммуникациях в этом смысле помогает аналитический склад ума, но далеко не у всех он именно такой.
Поэтому продюсеру нужно учитывать, что он создаёт уникальный продукт. И его описание на каждом этапе должно быть точным и понятным: с референсами, зарисовками и сценарием, чтобы у сторон складывалось однозначное понимание результата.
Ответственность за однозначность лежит на продюсере. Если он видит, что клиент что-то не понимает, то должен спуститься на один уровень детализации или больше, пока заказчик не поймёт всё однозначно.
Правило 8. Всё должно иметь цифровой след
Это следствие предыдущего правила написано слезами продюсеров: сколько их пролилось из-за того, что не было письменных подтверждений. Все договорённости должны быть прописаны, особенно финансовые.
Люди могут понимать что-то по разному, и даже самые ответственные могут о чем-то забыть. А кто-то может умышленно уклоняться от договорённостей, и тогда без письменных доказательств наступит беда.
Это тоже ответственность продюсера: после обсуждения он должен составить контакт-репорт — краткое описание договорённостей и затронутых тем. И написать его максимально понятно.
В любой спорной ситуации с клиентом/командой/подрядчиком мы обращаемся к письменным доказательствам. Если их нет, это ответственность продюсера и правота второй стороны.
Правило 9. Двусторонняя коммуникация
Коммуникация с подрядчиком/клиентом/командой должна быть двусторонней. Вы всегда должны получить ответ.
Всё как в обычной жизни! Кто-то пишет: «Встречаемся завтра в 7», — а другой отвечает: «Окей». «Отправил вам исходник» — «Да, ок, принято». И так далее.
Человек может быть недоступен или занят, а может просто не заменить сообщение. Продюсер будет думать, что работа сделана, а клиент не получит или не увидит результат.
Правило 10. Маленькие шаги
На этом правиле строится всем известный agile. Его смысл крайне прост: идите маленькими шагами и согласовывайте каждый из них. Так вы точнее выстроите вектор работы и сможете скорректировать его при необходимости.
Пример шагов при создании видео:
- Подбираем референсы.
- Делаем эскиз.
- Делаем более подробный эскиз.
- Создаём финальный вариант.
Каждый шаг нужно обсудить и согласовать. Иногда на этапе подбора рефов можно получить комментарии клиента и понять, что ожидания совсем другие (или их вообще нет).
Работу с командой тоже лучше выстраивать маленькими этапами, чтобы на финише каждого из них видеть, что уже сделано. Это поможет распознать некачественных подрядчиков на самой ранней, некритичной для проекта, стадии.
Максимально рискует тот, кто делает что-то долгое/большое/трудозатратное и только потом показывает результат клиенту.
Повторим?
Помните о том, что главное — комфорт клиента. Старайтесь выстроить доверительные отношения с однозначной двусторонней коммуникацией. Несите ответственность за всё происходящее в проекте, обязательно соблюдайте договорённости (а перед этим — фиксируйте их). Делайте больше маленькими шагами, и успех не заставит себя ждать.
Коллаж: «Секрет Фирмы», pexels.com, pixabay.com