Креативная рамка для бренда. Зачем она нужна и как её разработать
Пришлось потратить определённое время на поиск информации в зарубежных источниках, на изучение и понимание, что такое креативная рамка и как она может помочь.
Что такое креативная рамка
Многие топ-менеджеры, с кем я обсуждал понятие «креативная рамка», ошибочно воспринимают его как документ, который призван наложить существенные ограничения на любые творческие разработки в рамках коммуникаций бренда.
Без сомнения, так и есть, но при всём том, что это именно рамка, или framework, её основная цель заключается в том, чтобы не навредить бренду в своих креативных изысканиях.
Именно потому, что в самом названии заключены два противоречивых понятия: креатив и рамка, важно составить и прописать рамку таким образом, чтобы сохранить возможность специалистам, работающим с брендом, оставаясь в ситуации ограничений, не попасть в самом начале в творческий кризис. И сделать так, чтобы простора для полёта дизайнерской и креативной мысли осталось более чем достаточно.
Зачем нужна креативная рамка
- Чтобы все маркетинговые коммуникации бренда во всех каналах были последовательны.
- Чтобы было проще привлекать новые команды (дизайн-студии, дизайнеров-фрилансеров) — единая креативная рамка позволит любому новому участнику маркетингового процесса понять, в чём заключаются ключевые элементы бренда.
- Чтобы в коммуникациях бренд сохранял все ключевые элементы: общую стилистику, тональность и настроение.
- Для того чтобы создать триггеры-идентификаторы бренда через коммуникации, которые позволят ЦА идентифицировать с их помощью бренд.
Креативная рамка наравне с бренд-буком должна передаваться «вместо тысячи слов» исполнителю. Он должен её внимательно изучить прежде, чем что-либо предлагать на ваш суд, будь то новый креатив или сценарий аудио-ролика.
Из каких компонентов должна состоять рамка
- Блок о бренде (привычный любому бренд-менеджеру набор, который может быть расширен, если это необходимо)
- Цель бренда и функциональная идея, лежащая в основе бренда.
- Позиционирование бренда.
- Потребительское ценностное предложение (или более привычное — brand proposition) и чем это доказывается.
- Преимущества бренда (рациональные и эмоциональные).
- Миссия бренда.
- Манифест бренда.
- Характер бренда.
- Описание целевой аудитории или целевых сегментов.
- Структура креативной рамки
- Mood board (мудборд, наброски из основных и основополагающих визуальных элементов бренда).
- Потребительский инсайт.
- Основная стилистика в коммуникациях (атрибуты, образы, стилистические приёмы, графические системы). Очень важно показать на примерах, чтобы любой, условно говоря, дизайнер мог легко считать то, о чём идёт речь. На изображении ниже — пример стилистики для компании, которая специализируется на автомобильном рынке:
- Система идентификации бренда (непосредственно бренд-бук, ретейл-бук, если таковой имеется, дизайн и основа униформы фронт-персонала, дизайн мобильного приложения и т. п. — всё то, что может пригодиться вашему новому творческому разработчику).
- Образы людей в коммуникациях (какая стилистика фото- и видеосъёмок, допустимы или нет рисованные персонажи, нарочитость, глянец или реальные жизненные ситуации, псевдодокументальный жанр (mockumentary) или пользовательский контент и т. д. и т. п.). И снова обязательно с примерами, которые должны подтвердить описанное в разделе.
- Эмоции в коммуникациях (какими они должны быть, допускается ли некая фальшивость и нарочитость эмоций или нет, как пример — драйв и эмоции за рулём автомобиля, удовольствие от вождения, чувство свободы в путешествии, мечты о чём-то большем, чувство уверенности в будущем).
- Юмор (крайне важный раздел, некорректно прописав его, можно наломать немало дров и навредить репутации бренда. Как шутим, кого и что высмеиваем, гонимся ли за хайпом, как относимся к политике, религии, межрасовым и гендерным темам). Примеров использования спорного юмора в рекламе достаточно на рынке, работая над данным разделом важно правильно поставить вопрос — готовы ли вы нанести вред репутации в угоду краткосрочного увеличения продаж.
- Вирусное продвижение (допустимо или нет, если допустимо, то как его следует ограничить).
- Тональность коммуникаций (tone of voice, ToV). Она может быть разработана как для отдельного канала коммуникаций (к примеру, email-маркетинг), так и для бренда в целом. В прямом понимании она не является разделом креативной рамки, но сильно с ней связана и дополняет её. Что такое тональность коммуникаций для бренда — это обобщённое описание с перечислением всех каналов коммуникации, где данная тональность применяется: PR, SMM, описание продуктов и бренда, email-коммуникации и т. д. И уже более подробно прописывается под каждый канал со всеми его нюансами.
- Do and Donts
Моя любимая часть креативной рамки. Do и Donts — то, как нужно делать (дизайн, тональность), и как делать нельзя. Do и Donts создан для групп разработки (дизайнеры, PR-специалисты, SMM-специалисты, маркетологи), которые взаимодействуют с брендом с целью донесения основных посылов и ценностей бренда до целевой аудитории. Оценка Do и Donts должна происходить исключительно на основе выделенных критериев, дабы избежать личностного суждения. Блок Do и Donts состоит из двух блоков: смысловое соответствие и визуальное исполнение.
Собрать эти блоки корректно — задача сложная. Основная сложность — быть при этом беспристрастным. Правильно собранные примеры Do and Donts являются незаменимыми и очень понятными для восприятия любым дизайнером или верстальщиком.
Как и кому презентовать креативную рамку внутри компании
Маркетолог и бренд-менеджер ответственен не только за создание рамки, но и за её внедрение внутри компании. А корректное внедрение — это всегда презентация.
Разработать такой документ, согласовать с CEO и отправить в стол — нет, такой подход принципиально неверен. С брендом компании взаимодействует гораздо больше групп специалистов, чем можно подумать. Этот документ не только для маркетологов, дизайнеров и PRщиков, он и для HR, и для внутренних коммуникаций, и для фронт-персонала. Все они —носители бренда и могут некорректно доносить до целевой аудитории информацию о нём.
По этой причине я настоятельно рекомендую организовать и провести ряд презентаций (воркшопов) по теме. Отдельно для дизайнерских групп, отдельно — для спецов в PR и SMM, отдельно — для тех, кто работает с внутренним клиентом. Во время данных воркшопов очень подробно в режиме «вопрос — ответ» разобрать каждый Do и Donts, каждый элемент ToV, ещё раз пройтись по константам бренда.
Проработанность и структура креативной рамки может существенно отличаться от представленной выше структуры. Делать её под копирку вовсе не обязательно, иногда достаточно прописать тональность коммуникаций или же Do и Donts — всё зависит от вашей ситуации и целей.
Фото: depositphotos.com