Интимный процесс. Как российский стартап сымитировал мышление юристов и что из этого получилось
В чём суть проекта
Мы создали систему, которая имитирует мышление юристов. Для этого мы анализировали и переводили в алгоритм работу 206 специалистов. В результате появилась экспертная правовая система, точность аналитики которой в 2,75 раза выше (так как мы используем для анализа 19 параметров, а юристы — в лучшем случае шесть), а сама оценка рисков происходит в 240 раз быстрее по сравнению с «живым» юристом (3 секунды против 6 минут).
Главный сервис системы UR-LI — мониторинг налоговых рисков. Он позволяет посмотреть на бизнес глазами Федеральной налоговой службы (ФНС). Система анализирует те же факторы, что и автоматизированная система контроля за возмещением НДС (АСК НДС-2), которую использует ФНС для выявления схем уклонения от уплаты налогов.
Пользователю нужно ввести только ИНН компании, а искусственный интеллект проанализирует 16 типов данных, сформирует отчёт о вероятности налоговой проверки (в процентах) и покажет, есть ли признаки незаконного дробления бизнеса. И даже даст прогноз по размеру штрафов и доначислений.
Второй сервис помогает оценить риски невозврата денег от контрагента. Он подскажет процент вероятности взыскания средств и укажет наиболее эффективные методы, как это сделать.
Ближайший аналог сервиса — Hito Edge, который был разработан для коллекторского агентства JBW Group в Великобритании. В России же есть скоринговые системы для анализа компаний, но их задача — собрать информацию в одном месте, а не анализировать её. По сути, мы аккумулировали сильнейшие стороны конкурирующих решений. Мы не изобретаем велосипед, а делаем из велосипеда мотоцикл.
С чего начинали
Я несколько лет проработал в юридической сфере, создавал систему продаж услуг налогового консалтинга, законного взыскания задолженностей и сопровождения ликвидации и банкротства предприятий.
За шесть лет практики мне стало очевидным следующее:
- Предприниматели слишком поздно обращаются за решением возникших проблем, что связано в первую очередь с отсутствием удобных сервисов.
- Специалисты правовой отрасли, в свою очередь, заинтересованы в повышении собственной прибыли, а не в решении проблем клиентов.
- Сталкиваясь с очередным запросом от клиента, юристы рассматривают каждый случай как уникальный, не оглядываясь на накопленную практику. Это приводит как к затягиванию сроков подготовки стратегии решения конкретной задачи, так и к увеличению стоимости оказания услуг.
С 6 июня 2018 года мы вместе с командой проекта начали алгоритмизировать деятельность юристов-исполнителей. Мы тестировали и схему коммерциализации, зарабатывая на наценке к себестоимости оказания услуг.
В апреле 2019 года мы осознали, что отсутствие автоматизации мешает кратному росту. Даже с незначительным увеличением количества входящих обращений мы периодически сталкивались с тем, что наши партнёры-исполнители не в состоянии качественно отрабатывать трафик из-за недостатка времени.
В феврале 2020 года мы стали резидентами «Сколкова», предварительно прокачав знания по ИИ. А 5 марта 2020 года мы создали юрлицо «ЮР-ЛИ» — эта дата официально считается днём рождения нашей компании.
Как преодолевали сложности
Неспроста в юридической сфере клиентов называют доверителями. По степени интимности взаимоотношений наиболее близка аналогия с проктологией.
Поэтому главной сложностью стало сформировать доверие у будущих клиентов. Решение пришло к нам во время акселерации по программе «Физтех.Старт» при поддержке МФТИ. Мы получили возможность пообщаться с банками и операторами сотовой связи о возможности встройки наших онлайн-сервисов аналитики предпринимательских рисков в их клиентскую инфраструктуру. С некоторыми из них мы уже достигли договорённостей.
Во-вторых, мы осознали значимость GR, то есть встройки наших сервисов в порталы поддержки малого бизнеса и запуск совместных пилотов с правительствами отдельных республик. Интеграцией онлайн-сервисов UR-LI в свою инфраструктуру уже заинтересовались торгово-промышленные палаты, и, возможно, уже в сентябре будут выбраны регионы для тестирования.
При этом мы не забываем и про самостоятельное продвижение. Например, провели вебинары и предоставили доступ к нашим AI-сервисам 817 предпринимателям, и их число растёт.
Про инвестиции и монетизацию
Пока мы развиваем проект исключительно на свои собственные средства. В разработку и создание MVP (минимально жизнеспособной версии продукта. — Прим. «Секрета») мы вложили 2 627 430 рублей.
Для федерального масштабирования потребуется привлечение инвестиций. Сейчас мы привлекаем средства частных инвесторов и ряда федеральных банков в обмен на долю в проекте в размере 10%. Также рассчитываем получить поддержку от Фонда содействия инновациям.
У нас есть два пути монетизации:
Разовая и абонентская подписки на аналитические AI-сервисы. Этот вариант мы не рассматривали изначально, предполагая, что доступ к сервисам будет бесплатным, как вход в воронку продаж. Однако в ходе переговоров с агрегаторами целевой аудитории стало очевидно, что для них это наиболее прозрачный вид монетизации сотрудничества с нами.
Комиссия с каждой сделки в рамках онлайн-агрегатора исполнителей. Этот способ хорош тем, что мы получаем полную информацию об проблемах клиентов, что позволяет нам отфильтровать наиболее перспективные заявки.
Планы и перспективы
По нашему прогнозу, к концу 2021 года у нас будет 7370 пользователей, в 2022 году планируем увеличение до 37 850, а в 2023-м количество предпринимателей, активно использующих интеллектуальные сервисы UR-LI, составит 144 900 человек.
При этом наша цель — обелить и структурировать рынок юридических компаний, работающих в сферах долговых обязательств и налогового консалтинга.
Удивительно, но юридический рынок в нашей стране — один из самых «серых». Достаточно сказать, что исследования об объёме рынка основаны на анализе крупнейших компаний, а ведь львиная часть выручки сосредоточена в руках мелких бюро и консалтинговых групп.
К тому же налицо проблема крайне низкой квалификации людей, называющих себя правовыми экспертами. Механизм аккредитации работает с определённой эффективностью для адвокатов и арбитражных управляющих, в то время как ликвидацией компаний могут заниматься (и зачастую занимаются) люди с неподтверждёнными компетенциями. Вся ответственность за их ошибки в данном случае ложится на плечи конечных потребителей, то есть предпринимателей.
Советы, инсайты, рекомендации начинающим предпринимателям
- Истинная инновация заключается в объединении лучших качеств уже существующих решений.
- Тестирование идеи или прототипа будущего продукта на потенциальных потребителях в ходе грамотного (не в лоб) опроса помогает выявить истинные боли будущих клиентов, решение которых обеспечит стабильную выручку.
- Нам очень помогло, что MVP мы создавали на собственные средства. Это весьма отрезвляет, формирует рациональный подход и умение именно учиться на своих ошибках, а не бесконечно повторять их.
Фото: www.freepik.com