secretmag.ru
Селфи

Как российский стартап не побоялся сменить стратегию и стал пионером в автоматизации найма

FriendWork — это онлайн-сервис автоматизации рекрутинга и целая экосистема HR-Tech продуктов, которая помогает компаниям сократить расходы на найм сотрудников.

Как это работает

Система автоматизирует поиск, сортировку и хранение резюме, а также имеет встроенный алгоритм HR-аналитики. Это в разы сокращает расходы на рекрутинг, повышает его эффективность и экономит время (в среднем до 15 часов рекрутера еженедельно). Например, в компании Zoon после внедрения нашего продукта FriendCall интервал обработки кандидата сократился с 6 минут до 10 секунд.

Сервис также показывает рекрутеру, какую самую приоритетную задачу брать в работу (например, показывает цель звонка кандидату и когда его нужно совершить). После выполнения задачи он нажимает кнопку — и появляется следующая задача. Рекрутер не делает лишних действий и пауз, концентрируясь на самом приоритетном.

И это только один инструмент. Сервис сейчас –– это целая экосистема IT-решений в HR, которая позволяет полностью цифровизировать подбор персонала и другие HR-процессы. Есть психометрические тесты, чат-боты и много других индивидуальных возможностей.

С чего начинали

Изначально продукт был приложением для поиска работы через друзей. Мне не нравилась скорость роста компании, поэтому мы радикально изменили бизнес-модель — то есть сделали так называемый pivot.

Когда ты молодой и неопытный, тяжело поставить на стоп один бизнес и начать другой. Даже если это был путь в никуда. Представьте: вы крутитесь вокруг операционного нуля, и вдруг решаете всё поменять. Снова нужны деньги, время и смелость. В том числе чтобы уволить сотрудников, которые не хотят развиваться, стагнируют сами и не дают сделать рывок компании.

Но это было правильное решение. Второе направление (автоматизация рекрутинга) развивалось быстрее, но рынок был не готов. В 2012 году мы первыми начали формировать рынок автоматизации рекрутинга в России и образовывать всю русскоязычную аудиторию в этой сфере. До сих пор проводим лекции, вебинары, нетворкинги и митапы, рассказываем о технологиях и экономии бюджета, которой можно достичь за счёт автоматизации.

С какими сложностями столкнулись

В начале развития компании я многое делал сам. Команда тогда состояла из меня, одного разработчика, PR-директора, дизайнера и человека, который отвечал за продажи и звонил «по холодным» клиентам. Я совмещал в себе функции CEO и технического директора. Многие компетенции закрывал сам и работал 24/7 –– если бы эти должности занимали другие люди, мы бы точно не вышли на окупаемость.

Сейчас же актуальны другие проблемы. Обычно бизнес фокусируется на сферах маркетинга или продаж: любой руководитель понимает, что туда нужно вкладывать деньги. А к тому, что важна сфера HR, и туда тоже нужно инвестировать, в России ещё не привыкли.

В какой форме проект сейчас

Мы развиваемся, но коронавирус затронул и наш бизнес. Например, у наших клиентов из HoReCa дела идут не так хорошо. Для нас, как и для многих b2b-компаний, наступило временное затишье. Есть возможность не концентрироваться на активных продажах, а сделать акцент на наращивании мощностей изнутри, оптимизировать процессы и стратегию.

О финансировании и планах

Мы росли без внешнего инвестора, «на своих». Трудно подсчитать, сколько было вложено в развитие компании. В самом начале я вложил 300 000 — 400 000 рублей, и после этого мы долго крутились вокруг операционного нуля. Постоянно думали, как можно улучшить компанию, и тогда решили создать новый продукт. И начался рост.

Сейчас сервис монетизируется продажами годовой подписки и уже вышел на самоокупаемость.

Мы не нацелены на привлечение инвестиций. Но нам интересно стратегическое партнёрство с компанией или фондом, который поможет нам развиваться на зарубежном рынке. Нам было бы интересно увеличить географический охват. Сейчас мы рассматриваем Америку и Европу. Локализация с английским интерфейсом уже готова.

Советы предпринимателям

Первый — важно уметь фокусироваться на своём деле. Не думайте, что можно реализовать серьёзный проект, не потратив на него много времени. Так не бывает. Исключением могут быть только опытные предприниматели с большим количеством связей. Они быстро могут сформировать нужную команду и уже знают, что именно делегировать, а где помогать только советом. Но если у вас мало опыта, вы будете вкалывать. Особенно если это ваш первый бизнес.

Второй — не строить иллюзий по поводу своего продукта. Если вы начинающий, то лучший вариант — найти опытного ментора, который близок к вашей сфере. Он может не говорить вам, как и что делать, но точно поможет избежать типовых ошибок и задаст направление. Если ментора найти не удаётся, можно организовать пару встреч с предпринимателями, которые делали что-то похожее и готовы помочь вам избавиться от иллюзий.

По моему опыту, самая главная из них –– нужно сначала сделать продукт, а потом идти его продавать. Нет. Я бы сказал, начинайте продавать как можно раньше. Таким образом вы проверите, насколько ваша идея имеет право на жизнь. Спросите у клиентов, нужно ли им это, только делайте это правильно (ecть хорошая книга на эту тему –– «Спроси маму» Фитцпатрика). В результате вы поймёте, какие из ваших идей, скорее всего, не взлетят. Это может быть тяжело. Но лучше отказаться от непродуктивной стратегии на старте, скорректировать бизнес-модель и построить более крепкую компанию.

Фото: СС0