Как бьюти-индустрия адаптируется к постковидному миру и что делать стартаперам в новой реальности
Онлайн или офлайн
Несмотря на прирост онлайн-продаж у отдельных игроков, рынок в целом ушёл в минус из-за падений в офлайне.
Пандемия ускорила рост интернет-продаж, но, на мой взгляд, они довольно скоро достигнут своего предела. Личное общение в салонах и магазинах никуда не денется. Чтобы выбрать оттенок помады, крем или аромат, нужно прийти и попробовать их на себе — так делает большинство покупателей, и их привычки не изменит даже коронавирус.
Тем более что в точках продаж сегодня созданы условия для безопасного предоставления услуг и ознакомления с продуктами. Но, вполне вероятно, частично эти услуги перенесутся в интернет.
Появятся стартапы, которые используют технологические инновации (VR-, AR-, ИИ-технологии) для компенсации экспертных знаний косметолога, мастера или консультанта.
Совет: следите за трендами и будьте открыты к изменениям, в том числе к внедрению новых инновационных решений. Доля онлайн-услуг будет расти, однако до определённого уровня. Традиционные каналы сохранятся. Важно не идти наперекор желаниям потребителей в угоду технологическим трендам. Помните о том, что основные потребители бьюти-продуктов — женщины, а они не так бурно и быстро реагируют на технологические новинки, как мужчины.
Бизнес-модель: от салонов к индивидуальным мастерам
В новых экономических реалиях традиционная бизнес-модель салонов становится более рискованной. Мы видим, что в Москве закрываются салоны красоты, потому что арендодатели не пошли навстречу, не стали снижать или отменять арендную плату в период самоизоляции. Такая же ситуация наблюдается в регионах.
Количество салонов, по прогнозам Henkel, сократится по итогам года на 10–15%. Это связано как с тем, что у игроков не хватает операционных средств, чтобы перенести заведение в новую локацию (а кредиты могут не дать), так и с сокращением спроса. Поскольку часть людей не вернулись в офисы и, возможно, останутся работать в удалённом режиме надолго, у них снижается потребность в частой укладке, стрижке, они реже делают маникюр. Восстановление спроса в крупных городах напрямую зависит от того, как быстро люди будут возвращаться в офисы и насколько чаще контактировать лицом к лицу.
Вместе с тем заметен нарастающий тренд развития сегмента частных мастеров. Сейчас люди чаще идут не в салон, а к конкретному мастеру. В Instagram и на других платформах легко найти специалиста, оценить его работу, связаться с ним напрямую.
Более того, мастерам теперь не обязательно «прикрепляться» к салонам. На рынке появился абсолютно новый формат — бьюти-коворкинги, где можно на час-два или рабочий день арендовать оборудованное место и выполнить несколько заказов без ожиданий и простоев. Этот тренд усилится по мере выхода из пандемии и будет затрагивать не только недорогих частных мастеров, но и топ-стилистов.
Совет: бизнес делают люди, поэтому важно даже во время пандемии сохранять команду. Если традиционная бизнес-модель не позволяет этого сделать, задумайтесь о том, чтобы её поменять — например, салоны могут переформатироваться в бьюти-коворкинги.
Гигиена и безопасность как драйвер спроса
Ещё одна заметная тенденция, которая задержится с нами надолго, — это повышенное внимание потребителей к вопросам гигиены и безопасности. Есть два основных аспекта влияния на индустрию новой привычки носить маски и перчатки и беспрестанно пользоваться санитайзером.
Первый: меняется структура спроса на бьюти-продукты. По данным McKinsey, с начала года спрос на декоративную косметику и парфюм упал (в премиум-сегменте на 55% и 75% соответственно), а на средства ухода и гигиены — вырос. По некоторым категориям, например люксовое мыло, — до восьми раз. Поэтому многие производители косметики начинают производство антибактериальных продуктов. Этот тренд, считают аналитики, сохранится надолго — даже после массовой вакцинации от COVID-19.
Второй аспект связан с соблюдением регламента безопасности в магазинах и салонах. Очевидно, только те заведения и производители, которые смогут предоставить конечному потребителю гарантии безопасности, переживут нынешний кризис.
Совет: любой кризис — это не только испытание для бизнеса, но и возможность. Не опускайте руки: обращайте внимание на новые потенциальные ниши, которые появляются в результате пандемии, экспериментируйте с каналами сбыта и маркетингом. Берите пример с компаний, которые уже используют новые возможности.