secretmag.ru
Селфи

Из декрета в стартап. Как молодые мамы решили открыть хюгге-бизнес и что из этого вышло

My Hygge Box — это подарки ручной работы в стиле хюгге, мастер-классы и две хюгге-студии. Мы запустили проект в 2017 году и за два года вышли на оборот в 25 млн рублей

Хюггебокс — это подарочный набор, соответствующий концепции «хюгге» (скандинавское понятие, означающее чувство уюта, комфорта и благополучия, счастья в мелочах). Наши коробочки состоят из предметов домашнего обихода, которые человек использует для создания уюта: это могут быть свечи, шарфы, варежки, носочки, кружки, сладости, настольные игры, предметы декора и так далее.

У наших наборов несколько тематик. Их содержимое мы в основном изготавливаем под заказ, также кладём в наборы предметы ручной работы. Мы практически не используем в составе наборов изделия или упаковки из пластика, а также средства, которые тестировалась на животных.

С чего всё началось

My Hygge Box мы основали вместе с Эрикой Кругляковой, с которой познакомились, когда работали в инвестиционном бутике в «Москве-Сити».

Я занимала должность персонального ассистента, а Эрика — менеджера проектов. За три года работы мы получили опыт управления процессами. Далее мы обе ушли в декрет, и спустя год мне пришла идея о создании таких боксов: я прочла популярную в то время книгу Майка Викинга «Датское счастье хюгге», и мне безумно понравилась эта философия.

Когда я анализировала рынок, подобный товар в России вообще не был представлен. Я предложила реализовать этот проект Эрике. Проект не требовал больших вложений, поэтому мы решили попробовать. «Стартовали» в октябре 2017 года.

После анонса в Instagram заказы стали поступать со всей страны.

В 2017 году аккаунт ещё мог развиваться органически, так и произошло в нашем случае.

Первые 10 000 подписчиков пришли за несколько месяцев. После первого анонса в личных аккаунтах подписалось около 1000 человек, также мы привлекали своих знакомых блогеров, которые у себя на страницах рассказывали о нашем проекте.

Потому мы запустили первую таргетированную рекламу. Всего на начальную рекламную кампанию мы потратили не более 30 000 рублей.

В феврале 2018 года мы зарегистрировали ИП. Сложностей с регистрацией не возникло. Сразу после этого подали на регистрацию товарного знака. Делали это в связи с огромным количеством случаев копирования нашего фирменного стиля, самих подарков и нашей концепции.

Корпоративный сегмент

В том же году мы сделали презентацию, обозначив свою готовность работать в корпоративном сегменте, но для продвижения ничего особо не делали. Просто написали пост об этом у себя в Instagram. Так как среди наших подписчиков оказались сотрудники крупных компаний и рекламных агентств, эту идею они взяли на заметку, кто-то предложил руководству рассмотреть нас. Нам стали писать и приглашать на встречи. Появились первые контракты: тиражи были от 50 до 250 подарочных наборов.

Специфика работы с крупными компаниями совершенно отличается от розничных продаж. Это, как правило, индивидуальные проекты, которые мы разрабатываем в соответствии с пожеланиями заказчика. Здесь важно наработать проверенную базу поставщиков качественной полиграфии и упаковки.

Также важную роль играет отчётность, помимо того что мы должны выполнить заказ качественно и в срок, мы обязаны предоставить пакет документов (закрывающих в конце сделки и учредительных в начале для проверки службами безопасности компаний).

В корпоративном сегменте мы выполняем проекты с абсолютно разными концепциями. Пожалуй, самым необычным был заказ для одной компании, которая хотела подчеркнуть своё международное присутствие. Мы сделали подарки в виде почтовых коробок, наполненных предметами из стран, в которых присутствует компания, — духи из Марокко, финики из Ирана, кленовый сироп из Канады и так далее.

За два года работы на этом рынке мы сделали более 50 проектов с крупными компаниями, такими как «АльфаСтрахование-жизнь», Electrolux, «Ceверсталь», May-Foods, «Райффайзенбанк» и другими.

Выход в офлайн

В 2019 году мы решили выйти в офлайн, потому что хотелось живых встреч с нашими единомышленниками. Мы открыли первую студию в Москве, оформив её интерьер в стиле хюгге. Здесь мы проводим творческие встречи, мастер-классы и частные мероприятия.

Вложения в первую студию не превысили 300 000 рублей.

Тогда готовились к открытию, долго и кропотливо (два месяца), делали все сами.

Вторую студию в Санкт-Петербурге открыли недавно, 12 сентября. На этот раз опыт позволял сделать всё быстро: от заключения договора аренды до открытия прошло меньше месяца. Во втором случае привлекли декораторов для оформления входной группы, в остальном все делали своими силами.

С какими сложностями столкнулись и как их преодолели

Первой неприятностью был рост количества конкурентов, которые под копирку использовали наши идеи, дизайн наших коробок и так далее. Спустя годы мы всё-таки научились принимать это.

Другая сложность — отсутствие опыта в рекламе и маркетинге. Всё приходилось изучать с нуля. Даже спустя три года сталкиваемся с тем, что на рынке SMM найти компетентного специалиста достаточно сложно. А уж если сам владелец бизнеса совсем не разбирается в таргетированной рекламе и делегирует этот вопрос слабому специалисту — деньги будут «сливать» впустую.

Мы сотрудничали с четырьмя специалистами и агентствами, и результаты были не такими, как мы ожидали, поэтому долгое время настраивали рекламу своими силами.

Также на рынке digital-маркетинга есть проблема гигантских гонораров блогеров за рекламу. При этом никаких гарантий результата нет. Мы несколько раз сталкивались с тем, что огромные суммы были потрачены впустую. Неплохо было бы этот вопрос наконец урегулировать.

В корпоративном сегменте иногда были проблемы со сдачей заказа. К примеру, заказчик не принимал заказ, убеждая нас, что подарочные коробки покрашены не в тот цвет. Дело чуть не дошло до экспертизы. Однако мы вовремя сориентировались, не стали спорить и заменили ящики срочно, за два дня, за свой счёт. Разошлись с заказчиком мирно и в этом году сотрудничаем снова.

Осенью прошлого года мы арендовали дополнительное помещение под производство, однако нарвались на мошенников. Прямо в разгаре сезона, имея десятки предоплаченных крупных контрактов, мы оказались со всем своим товаром фактически на улице, поскольку представители городского управления заявили, что мы находимся в помещении нелегально. Поняв, что мы стали жертвами мошенничества, пришлось экстренно съезжать и перевозить товар в нашу студию.

Так мы собирали корпоративные заказы по ночам, приводя к утру студию в порядок, встречая гостей. Удивительно, как мы тогда не нарушили сроков сдачи проектов.

Про деньги

Личные инвестиции — 40 000 рублей. Деньги пошли на закупку товара: около 25–30 боксов, которые продали за первые несколько дней без рекламы.

  • За два года работы компания вышла на оборот в 25 млн рублей.
  • За 2018 год выручка составила 8,6 млн рублей, операционная прибыль — 1,1 млн.
  • За 2019 год — 27,7 млн рублей, операционная прибыль — 4,6 млн.
  • За 7 месяцев 2020 год выручка составила 8,7 млн рублей, что в 3,7 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года, учитывая несезон.

Сколько наборов продали:

  • В 2018 году мы продали более 2,7 тысячи наборов.
  • В 2019 году — более 7 тысяч наборов.
  • В 2020 (полгода) — около 3,5 тысячи наборов.

Самый дорогой набор на данный момент стоит 4990 рублей, самый дешёвый — 1650 рублей.

За все годы существования бизнеса кредиты не брали и финансирование извне не привлекали. Мы распределяем денежные потоки таким образом, чтобы всегда оставалась подушка безопасности и деньги на продвижение и развитие.

Самым прибыльным является корпоративное направление, но оно и является самым ответственным, сложным и ресурсозатратным.

В какой стадии проект сейчас

  • Этот год для нас оказался очень насыщенным. Мы запустили международный сайт на домене com, в ближайшее время будем плотно заниматься этим направлением.
  • Продажи в низкий сезон выросли в 3,8 раза, поэтому к концу года мы прогнозируем сохранение динамики роста.
  • Штат проекта вырос до 10 человек. Мы нанимали сборщиков-упаковщиков подарков с 2018 года, как только сняли свой первый офис-точку производства. Потом добавились администраторы наших студий, менеджеры по продажам.
  • Многие работники у нас на аутсорсе: бухгалтер, таргетолог, администратор сайта и прочее.

Как повлиял коронавирус

Во время карантина мы смогли увеличить продажи в четыре раза. Это связано с расширением каналов сбыта — мы вышли на площадки маркетплейсы (Ozon, Wildberries, «Яндекс.Маркет»).

О планах

Планы расширяться и масштабироваться дальше, особенно за пределы РФ. Мы разработали проект франшизы, у нас готов весь необходимый пакет документов — от юридических до франчбука. В ближайшее время планируем заняться поиском партнёров.