«По предназначению я фея». Глава российского Unilever — о поисках себя, смыслов и женском лидерстве
Женщины боятся быть женщинами
Женщины почему-то очень боятся или стесняются быть женщинами, когда они находятся в руководящих ролях. Особенно в самом начале карьеры: мы то пытаемся быть мужиками в юбках, то, наоборот, женщинами в штанах. Такое ощущение, что мы начинаем конкурировать, бороться за одни и те же штаны. Это совершенно ненужная история.
За свою карьеру я видела разные проявления лидерства. Оно может выглядеть по-разному и звучать по-разному, иметь совершенно разное влияние на окружающих и бизнес. Но женщины должны оставаться женщинами, перестать конкурировать за предмет одежды, который ассоциируется со всей этой историей лидерства.
Могу рассказать забавную историю.
К нам приехал высший руководитель — иностранец. И после встречи мои коллеги-мужчины подшучивали, что мне «было легко презентовать и прошло всё так успешно только потому, что всё, на что смотрел этот руководитель, были мои ноги». Я свела это к шутке, но историю запомнила.
В следующий раз, когда мы ждали приезда очередного руководящего работника, все коллеги-мужчины бегали с совершенно запаренным видом и спрашивали, почему я не готовлюсь. На что я им отвечала, что у меня есть план Б. «Какой план Б?» — недоумевали они. «У меня есть короткая юбка», — с очень серьёзным видом отвечала я.
После этого со мной никто уже не обсуждал никакие истории про ноги, длину юбки и так далее.
Никогда не нужно отказываться от того, что тебе дала природа. Речь идёт не о попытке манипулировать длиной юбки вместо усердной работы и значимых результатов, а о том, чтобы помнить, что ты хороша в том месте, в то время, в той возможности, которую тебе предоставила жизнь. Ты показываешь результат, но ты не должна переставать быть женщиной и стесняться этого.
«Давайте я попробую»
У женщин есть отличительная способность. И я вижу, что она свойственна не только российским женщинам. Когда речь идёт о назначении на какую-то важную, большую роль, все женщины, как одна, начинают в себе сомневаться и говорить: «Но я, наверное, не готова. Есть кандидаты лучше меня».
И обратный пример. Когда с мужчиной, который даже ещё не достиг уровня квалификации, заговаривают об этой роли, он говорит: «Я всегда готов. Я ― тот правильный человек». Это удивительно.
И я сама была точно такая же. Я вела очень долгие разговоры о том, что я не вернусь в Россию сейчас (когда мне сделали предложение, я возглавляла подразделение компании Unilever в Венгрии и странах Адриатики), потому что эта компания заслуживает лучшего, что я не готова, что мне нужно ещё что-то подучить, проработать, набраться опыта и вот только после этого…
Но знаете, что мне на самом деле помогло? Я сказала себе: «Ладно, в принципе, меня могут выгнать по любой причине. Но я никогда не узнаю себе цену, пока не попробую».
И это сняло огромный груз с моих плеч и даже позволило начать немножко хулиганить с самого начала. То есть перестать оглядываться. И перестать всё время думать: «А я делаю правильно или неправильно? Получу одобрение или не получу одобрение?»
Я сказала: «Слушайте, если мне суждено совершить ошибку и потерять вследствие этого работу, то я попробую. Хуже, наверное, не станет». Хуже не стало — стало лучше. Потому что я не цеплялась и не цепляюсь за эту роль.
И каждый день, который я провожу в компании, даёт такую свободу. И возникает полное ощущение контроля — ты перестаёшь цепляться не только за роль, ты перестаёшь цепляться за власть. Она тебе не нужна для того, чтобы удовлетворять себя в этой жизни. Ты живёшь тем, что ты живёшь. Ты приходишь на работу, и каждый день тебе нравится.
Забота о себе
Забота о себе ― это то, что, наверное, стоит на последнем месте у большинства лидеров. Я как-то выступала с проникновенной речью перед аудиторией, в которой были и руководители среднего звена, и молодые сотрудники.
Я говорила им: «Есть несколько принципов. Хорошо и серьёзно работать — это hard work. Это важная история. Любопытство ― это критичная история. А вот вопросы, связанные с "любить себя" и "заботиться о себе", ― это вопрос вашего выживания».
И они все удивились: «Подожди, как это? Мы же как лидеры должны любить всех». Я ответила: «А теперь расскажите мне, как долго вы сможете любить всех, если вы не будете любить себя и заботиться о себе?»
Это понимание пришло не сразу, я тоже прошла свой путь. Когда родился второй ребёнок, у меня не было никакого декретного отпуска. То есть я фактически начала работать, как только меня привезли из роддома. У меня в одной руке висел младенец, в другой — телефон, передо мной стоял компьютер. И вышла я на работу очень быстро, но в какой-то момент поняла, что меня эта история начала засасывать, я постепенно превращалась в эдакого загнанного робота-трудоголика. Тогда я приняла абсолютно жёсткое решение начать создавать пространство для своей собственной жизни.
Сначала это было очень тяжело, с непривычки. Я привыкла-то к другому: мои дети до сих пор называют меня мамой-курицей. Мои друзья называют меня курицей. Потому что я даже на какой-то любой внешней тусовке буду той, кто сбежит оттуда при первой же возможности (если мне не надо платить за всю эту тусовку). Потому что я всегда спешила домой — к детям, дому, семье, мужу, вот это вот всё.
Я заставила себя — для начала я записалась на теннис. Я начала ходить в 40 лет на теннис два раза в неделю. Сначала я всё время думала, как бы отменить. Но потом я осознанно добавила в график рисование. И начала ходить тоже дважды в неделю на рисование.
Я забила свой график до предела. И на любые комментарии «Мама, а когда ты там?» я отвечала: «Я занята. У меня дела». И в какой-то момент я поняла, что стала лучше справляться со всем остальным. Оказывается, с моим домохозяйством ничего не происходит: уроки делаются, еду я успеваю готовить, да и с бардаком получается лучше управляться. Я чувствую себя лучше, потому что у меня есть возможность отвлечься.
Я прочувствовала элемент self care: я заставила себя, но у меня был такой кайф от этого. И когда ко мне обращаются по привычке домочадцы с очередным очень срочным и важным заданием, я умею на это правильно реагировать: «Ребята, это терпит? А если вы сами? Сами, как большие. Я сегодня занята!»
Поиск предназначения и фея Динь-Динь
Для поиска своего предназначения мне потребовалось три подхода. И первый бы на мастер-классе с лидерами. Я долго не могла сформулировать, не могла найти слова, в чём мой смысл. У меня где-то что-то звенело, где-то что-то складывалось, но не до конца.
Я всё делала дисциплинированно: сначала рассуждала о том, какие ситуации давали мне наибольший подъём. Думала о моментах, когда чувствовала себя просто отвратительно, — углублялась в то, с чем это было связано. Искала так называемые melting points, то есть те моменты, которые очень сильно влияли на формирование меня как личности. Потом всё это дело складывала в одну кучу, и вот уже оттуда должно было появиться чудо, но ничего не происходило.
Спустя год меня пригласили на этот же тренинг, но в качестве выпускника — для того чтобы помочь остальным участникам процесса найти их предназначение. И вот тут на меня снизошло. Кусочки пазла у меня начали складываться в единое целое. После этой встречи я вышла с предназначением, которое звучало следующим образом: «Подпитывать огонь в тех, кто хочет гореть».
Я уже его понимала, но всё равно чувствовала какой-то дискомфорт, потому что всё время думала о том, как подпитывать огонь? Сгорать самой в этом процессе я не очень жаждала, потому что это можно делать один, два, три раза, но не более. И что дальше?
Я припарковала всю эту историю на какое-то время. Но, когда начала учиться коучингу, решила попробовать ещё раз. Это была как раз третья попытка. И она родила совершенно другую формулировку, которая мне гораздо ближе. Она менее формальная, но я перестала её стесняться и совершенно спокойно выдаю теперь на всех формальных корпоративных мероприятиях.
По предназначению я «фея Динь-Динь, которая распыляет волшебную пыльцу на всех, кто хочет летать». Я абсолютно чётко для себя определила, что работаю с теми, трачу свои усилия, волшебную пыльцу на тех, кто хочет летать. То есть заставлять летать я никого не хочу и не буду.
Но что предназначение даёт именно мне? Это отличный инструмент в особенно сложных жизненных ситуациях. Когда у тебя всё здорово, ты на полных парах мчишься туда, куда тебе нужно, и нужда в понимании предназначения не такая острая, если она есть вообще. А вот когда тебе плохо, когда ты в раздумьях, на перепутье, тогда тебе нужно помнить о том, для чего ты здесь, что ты делаешь и чего хочешь добиться. Вот в такие моменты предназначение как раз самый полезный инструмент. Без него никуда.
И, даже если сначала оно будет звучать коряво и не очень красиво, главное, чтобы там было хотя бы одно слово, которое лично для тебя имеет смысл.
Бренды со смыслом
В компании мы стали говорить с людьми о предназначении, о смысле. Что это, для чего и как. И, начав с историй сотрудников, постепенно тему предназначения мы сместили в сторону брендов, это стало очень хорошим резонирующим и объединяющим моментом для всего бизнеса.
Поэтому когда мы делаем рекламные кампании, то это не просто рекламные кампании. Мы идём в школы и чиним туалеты, улучшая санитарно-гигиенические условия. Занимаемся вопросами повышения самооценки девочек и молодых женщин и т. д.
Некоторые говорят: «К чему этот пафос, вы ведь не людей спасаете». Я понимаю, что речь идёт не о фактическом спасении чьей-то жизни, но кто знает? Если ты можешь повлиять на психологическую безопасность, это уже большое дело.
Подробнее — на канале Асана в YouTube.
Фото:depositphotos.com