Что ждёт образовательные стартапы в 2021 году
Чего ожидать EdTech-стартапам от 2021 года
Сценарии развития, которые диктует пандемия, предполагают дальнейшее увеличение доли онлайн-образования в инвестициях, в охвате аудиторий, а также в абсолютном количестве занятых в ней специалистов.
Рост спроса в корпоративном сегменте
Согласно данным РАНХиГС, уже через десять лет компетенции почти половины действующих работников в России (45,5%) станут неактуальны. В этом контексте инструменты EdTech будут пользоваться спросом в корпоративном сегменте. Особенно востребованы будут проекты, направленные на формирование цифровых компетенций. Так, по данным аналитического центра НАФИ, на начало 2020 года только 26% россиян имели высокий уровень цифровой грамотности.
Вместе с тем вырастет спрос на протестированные self-education-платформы, которые смогут корректно работать под увеличивающимися нагрузками. Притом в B2B-секторе будет увеличиваться спрос на технологии микрообучения, которые обеспечивают:
- подачу образовательного контента с разбивкой на самостоятельные малые единицы;
- освоение отдельных микронавыков (например, работы с каким-либо новым инструментом) и небольших пакетов знаний.
Рост спроса на микрообучение объясняется тем, что такие услуги могут быть совершенно автономны (то есть независимы от основной платформы) и позиционируются как самостоятельный продукт.
Консолидация рынка
Как и в любой другой сфере, крупные игроки будут поглощать мелкие и в первую очередь наиболее удачные и перспективные стартапы. Последние в лучшем случае могут получать предложения воспользоваться ресурсами крупной компании: готовыми программными продуктами, большой аудиторией, развитой инфраструктурой техподдержки, рекламными и маркетинговыми возможностями и пр. — взамен на свои оригинальные решения и ноу-хау в каких-то проблемных сегментах EdTech.
В числе уже состоявшихся крупных сделок такого рода на мировом рынке:
- приобретение Microsoft платформы для управления данными DataSense, что «позволит компании расширить аналитические возможности своих продуктов, используемых в школах, университетах и других учебных заведениях»;
- поглощение Lynda.com (сервис платного онлайн-обучения преимущественно в направлении IT и дизайна) компанией LinkedIn.
Что касается аналогичных сделок в России:
- Mail.ru Group приобрела 60,3% образовательной платформы Skillbox;
- 40% акций «Нетологии-групп» были приобретены структурами «Севергрупп».
Увеличение доли госсектора
Наряду с тенденцией поглощения на рынке будут усиливаться позиции и участие госсектора. Расширять зону влияния государство, вероятнее всего, будет за счёт корпораций и фондов с поддержкой или участием государства, таких как фонд «Сколково», «Яндекс» («Яндекс.Практикум» и «Яндекс.Образование»), «Сбер» («Школа 21»), и др.
Показателен пример Китая, который и до эпидемии был одним из мировых лидеров в области дистанционного обучения.
В 2020 году правительство КНР оперативно развернуло программу «Национальный виртуальный класс», представляющую собой систему госконтрактов для China Telecom, China Unicom и China Mobile. В программе участвовали также Huawei, Baidu и Alibaba, которые обеспечили проект техническими ресурсами.
Была создана платформа для дистанционного обучения из 7000 серверов с общей пропускной способностью каналов свыше 90 терабайт. Одновременно ею могут пользоваться до 50 млн учащихся. Кроме того, для студентов и школьников, проживающих в регионах с медленным интернетом, были организованы трансляции занятий по государственному телевидению.
В результате рынок онлайн-образования в Китае получил мощный импульс развития.
Трансформация роли преподавателя в процессе обучения
Кардинально изменятся основные функции преподавателя в обучающем процессе. Вектор этих изменений направлен от «пространства класса» и личного контакта учитель — ученик к взаимодействию ученика с обучающими алгоритмами, так как традиционные формы преподавания в условиях пандемии становятся недоступны.
Основные функции, которые ранее возлагались на преподавателей, теперь возьмут на себя образовательные платформы:
- поддержание личного контакта с учеником. Это означает изменение требований к учебным материалам в сторону увеличения роли различных методов удержания внимания: визуализации, геймификации и пр.;
- адаптация учебных материалов и выбор обучающих методик в соответствии с индивидуальными особенностями ученика;
- контроль выполнения заданий, соблюдение сроков и пр.
Участие реальных живых преподавателей в процессе обучения может быть полностью исключено в ряде предметов, таких как основы программирования. В то же время есть функции, которые невозможно алгоритмизировать (пока) и в них участие живых преподавателей необходимо. Среди них разговорная практика, каллиграфия или стилистика китайского языка.
Привлечение живых преподавателей к сотрудничеству с образовательными платформами означает встраивание их онлайн-контактов с учениками в общие алгоритмы обучения и разработку новой методики онлайн-преподавания.
Рекомендации российским EdTech-стартапам на 2021 год
Вплоть до 2020 года большинство российских образовательных стартапов предлагали свои услуги в первую очередь в обучении иностранным языкам, программировании, маркетинге, то есть в тех сегментах рынка, где одновременно наблюдались и устойчивый спрос, и возможность применять относительно несложные методики обучения (их проще организовать, алгоритмизировать, разбить на этапы и пр.). Увеличение конкуренции и усиление присутствия на рынке крупных игроков вынудит небольшие компании создавать уникальные продукты и занимать другие ниши, позволяющие развивать собственные технологии обучения.
Учитывайте перспективные направления
Меньше всего конкуренции и больше всего возможностей для роста будет в B2B-секторе — в сегментах, касающихся:
- дополнительного профессионального образования и повышения квалификации специалистов;
- подготовки молодых специалистов (в первую очередь это касается среднего специального образования).
При этом необходимо учитывать появление в ближайшем будущем платформ, направленных на обучение «синих воротничков» (технических специалистов для предприятий, эксплуатации промышленных и инфраструктурных объектов, врачей и т. д.), которые уже разрабатываются различными российскими вузами (часто при государственной поддержке). В России на конец 2019 года насчитывалось порядка 30 млн квалифицированных рабочих, и не более 3% из них охвачены современными образовательными решениями.
Ищите оригинальные решения
В существующих на сегодняшний день EdTech-проектах реализованы далеко не все возможные форматы контактов между пользователем и образовательной платформой. И крупные компании, и начинающие игроки продолжат активно экспериментировать с различными способами взаимодействия пользователя с обучающей средой.
После 2020 года на российском рынке вырастет доля компаний, предлагающих нестандартные решения на базе AI, self-education-платформ. Также ожидается появление компаний, использующих технологии блокчейна в образовании, что позволит обеспечивать неизменность достоверности (проверки и гарантии) степеней и полномочий.
Рассматривайте возможность выхода на международный рынок
Разрабатывая концепцию стартапа и бизнес-план, не стоит ограничиваться одним только российским рынком. Современные технологии позволяют охватывать аудитории (и не только русскоязычные) во всём мире.
Зарубежные пользователи могут стать тем активом, который обеспечит вам дополнительное пространство для манёвра в конкуренции с более крупными игроками. Поэтому желательно сразу заложить возможность выхода на международный рынок и учитывать такую возможность при разработке платформы и её позиционировании.
Ищите иностранных партнёров
Не стоит ограничиваться господдержкой и возможностями российских организаций, занимающихся поддержкой предпринимательства в EdTech-секторе, таких как фонд «Сколково», «Прообраз», Tealtech Capital и др. Поддержка иностранных фондов, в частности Techstars, 500 Startups, SOSV, EU EASME и др., и связи с зарубежными проектами, такими как Matific, Fineway, — ещё один фактор, усиливающий позиции (возможности) любого стартапа.
Фото: depositphotos.com