secretmag.ru
Селфи

Круче Фёдора. Как приятели сделали робота, который реально помогает бизнесу в 34 странах

— [Promobot](https://promo-bot.ru) — это сервисный робот для бизнеса. Он заменят обычных работников, улыбается, самостоятельно передвигается и не нуждается в контроле.

С чего всё началось

Компанию Promobot основали в 2015 году Алексей Южаков, Игорь Еремеев, Максим Утев и я, Олег Кивокурцев.

Наша судьбоносная встреча произошла в Пермском политехе на конкурсе инновационных проектов «Большая разведка» в 2014 году. Алексей Южаков пришёл на мероприятие, чтобы выступить и рассказать своём опыте в технологической сфере. Я, Максим и Игорь принимали участие в мероприятии в качестве конкурсантов.

После выступления я познакомился с Алексеем, рассказал о том, что вместе с Максимом и Игорем мы занимаемся различными проектами в области робототехники, и предложил внедрить результаты в проекты Алексея. Южакову идея понравилась, и он предложил обсудить перспективы.

На встрече Алексей поделился видением о том, какие есть перспективы у робототехники. Он заметил, что роботы для бизнеса — это новый тренд. Антропоморфные машины, способные выполнять простые сервисные функции, привлекают внимание к компаниям, где они работают, повышают проходимость, качество обслуживания, позволяют сэкономить на персонале. По итогам встречи Алексей предложил реализовать такой проект и стать партнёрами на условиях, что Алексей финансирует разработку, а мы строим первый прототип. Ударив по рукам, мы взяли паузу на неделю.

На следующей встрече мы представили основную концепцию сервисного робота, спецификацию и план по продвижению. Сервисный бот, по задумке, должен был передвигаться по участку, распознавать лица и отвечать на вопросы. В качестве названия был взят принцип формирования имён роботов, когда корнем названия становится основная деятельность (привлечение внимания, промоутирование) и к корню присоединяется «бот» — для отождествления продукта с роботами. Так и получился Promobot.

В течение следующих четырёх месяцев мы создавали прототип первого робота Promobot. Для этих целей арендовали гараж на окраине Перми.

В итоге появился Promobot. Наш робот общается с людьми, распознаёт лица и речь, самостоятельно передвигается, избегая препятствий. Он работает автономно и не нуждается в контроле.

С какими сложностями столкнулись и как их преодолели

Во-первых, нужно было организовать производство с нуля. Компоненты, которые мы используем, производители и подрядчики изготовить не могли. Поэтому пришлось организовывать полный цикл (или, как сейчас принято говорить, вертикально-интегрированную структуру) производственных этапов.

Сейчас мы производим металлические детали для каркаса с конечным этапом обработки. Организовали собственное производство пластиковых компонентов методом вакуумной формовки. Мы сами разрабатываем электронику для роботов, а также монтируем, настраиваем, обслуживаем. Также у нас есть отделы разработки ПО, техническая поддержка, тестирование и пусконаладка.

Во-вторых, мы столкнулись со сложностями во время налаживания сбыта. По сути, мы открыли голубой океан и нам предстояло находить первопроходцев со всего мира — тех, кто готов нанять самых первых роботов-сотрудников. Постепенно мы стали находить каналы, эффективные именно для нас. Сейчас мы ориентированы на экспорт и ищем каналы, которые позволят достичь такой же эффективности, как и в России.

Уже сейчас экспорт занимает 65% всего сбыта. Мы доставили наших роботов не только в США или Европу, но даже в Бразилию и Конго. С этим связано много забавных историй, и для нас это уже обычное дело. Хотя впервые делать это очень сложно.

Более того, когда ты продаёшь свой продукт по всему миру, то остро встаёт вопрос обслуживания. Это самый дорогой фактор. Чтобы решить эту проблему, мы делаем качественный продукт и постоянно работаем над повышением стабильности работы каждой из систем. Например, перед отправкой каждый робот выполняет по 2000 циклов жестикуляции.

Также наша техническая поддержка работает семь дней в неделю и общается с клиентами на русском и английском языках. Более того, они могут подключаться к роботу удалённо и проверять работоспособность всех систем. Ещё каждый робот присылает уведомления об ошибках в специальный бот, и часто наши специалисты решают все вопросы ещё до того, как они появятся у клиента.

Ещё одна сложность — это необходимость осуществлять R&D (research and development, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы). Именно необходимость, поскольку решений, подобных Promobot, на рынке почти нет, а потому нам приходится разрабатывать с нуля или значительно адаптировать решения в сфере ИИ, распознавания лиц и речи и т. д.

Про деньги

Проект успешен. За 2018 год объём сбыта увеличился в два раза, объём выручки — в три раза. География распространения — в два раза.

С первых дней наша компания прибыльна. На проект мы потратили более полумиллиарда рублей — мы сформировали основные фонды, произвели необходимый объём продукции для наших клиентов. Но для ускоренного роста, естественно, нужно привлекать капитал. Мы привлекали его дважды: первый раз в 2017 году — от ФРИИ (Фонд развития интернет-инициатив), второй раз в 2019 году от фонда МИР.

Все учредители получают зарплату, сопоставимую с европейским уровнем. Однако мы ориентированы на развитие, и почти все заработанные деньги компания вкладывает в покупку оборудования и станков, в привлечение лучших специалистов, в исследования.

Это необходимо, чтобы на формирующемся рынке занять как можно более обширную долю. Если во время развития бизнеса фокусироваться исключительно на личном заработке, то есть риск проиграть и достичь исключительно кратковременной выгоды.

Как обстоят дела с проектом сейчас и какие планы на будущее

Сегодня 492 робота Promobot трудятся в 34 странах мира, выполняя функции «живых» сотрудников: гидов, консьержей, консультантов, промоутеров, — заменяя или дополняя их. Роботов можно встретить в аэропортах, отделениях сотовой связи и банках, торговых и бизнес-центрах, ресторанах, музеях, жилых комплексах.

К 2020 году мы хотим выйти на производственные мощности в 100 единиц техники, хотим быть мировым лидером отрасли и внедрить наш продукт в ведущие компании мира, где требуются роботизированные решения.

Мы продолжаем привлекать капитал и в 2020 году планируем привлечь $30 млн.

Фото: Promobot