Как научить россиян покупать еду без кассиров и охранников
Платформа Briskly состоит из нескольких элементов.
- Приложение для смартфонов B-Pay на основе технологии Scan & Go («Сканируй и покупай»). Оно экономит время покупателей.
- Блок удалённого управления замком двери. Он открывает магазин через приложение, это нужно, если в магазине нет персонала.
- Нейросеть оцифровывает посетителей и отслеживает факты воровства.
- Маркетинговая платформа Customer Data Platform помогает магазинам продавать больше товаров на основе поведения покупателей.
С чего начался проект
В 2018 году в Москве мы создали первый беспилотный магазин-контейнер Briskly. Это мини-маркет у дома на базе технологии Scan & Go, где нет касс и очередей, а безопасность обеспечивает нейросеть.
На личные накопления купили первый контейнер. Просто заказали его в интернете и поставили на территории БЦ IQ-Park в Москве. Через месяц простая железная коробка превратилась в настоящую лабораторию. В нём установили холодильники, смонтировали блок электронного управления для автоматического открытия двери. Позднее добавились датчики температуры, влажности и камеры наблюдения.
Суть следующая: магазин располагается в контейнере, который покупатель открывает через приложение. Он заходит внутрь, выбирает и сканирует товары, нажимает «Оплатить» и выходит. Магазин работает круглосуточно, и в нём нет персонала. За порядком следят камеры наблюдения, через которые нейросеть оцифровывает каждое движение посетителя и отслеживает кражи.
Технология заинтересовала технопарк «Сколково», и они внедрили её у себя в магазине.
С какими сложностями столкнулись и как их преодолели
Мы создавали прототип на свои деньги, к моменту запуска продаж они закончились. Нам потребовались инвестиции.
И нейросеть, и сам автономный контейнер — удовольствие, которое обошлось нам в несколько миллионов рублей. Например, только автоматическую дверь нам пришлось переоборудовать трижды.
Есть популярный совет — первый рабочий прототип можно собрать из самых дешёвых материалов, лишь бы демонстрировало суть. Так мы и думали поступить. В итоге после третьей неудачной попытки установили самую дорогую раздвижную дверь, которая сейчас откликается на открытие за милисекунды, не залипает и работает в целом идеально.
Необходимые для стартапа средства мы нашли в Visa Everywhere Initiative. Мы приняли участие в их конкурсе идей, после трёх раундов выиграли первое место и грант в 5 миллионов рублей на развитие.
На эти деньги мы смогли доработать нейросеть, оборудовать контейнер датчиками и довести технологию до готовности привлечь первых клиентов.
Как обстоят дела с проектом сейчас
Мы приняли участие в фестивале Geek Picnic в Москве — мы продавали воду и снеки без кассира. Там нас заметили представители технопарка «Сколково» и предложили оборудовать у них такой же магазин без персонала. Сейчас Pro Market в «Сколково» — первый в России супермаркет, который в гибридном режиме может работать круглосуточно и без персонала.
Днём покупатели могут платить не только через приложение, но и на кассе. Ночью сотрудники переводят магазин в автономный режим. Из магазина пришлось уволить одного кассира: с появлением B-Pay для него не осталось работы.
В целом у нас 345 торговых точек, где люди могут платить через наше приложение B-Pay.
В сентябре мы интегрируемся с площадкой для оплаты топлива на заправках без участия кассира. B-Pay будет выступать как альтернативный способ оплаты на 10 000 АЗС по всей России.
Также мы развиваем отдельное направление — умные холодильники. Это новая волна организации питания в офисах, когда устанавливается холодильник и в него можно привозить каждый день свежую, здоровую еду.
Здесь мы предоставляем производителям еды наш автоматический замок и подключаем к приложению.
Таким образом, мы даём безопасность (дверь открывается через приложение) и эквайринг — все платежи идут через B-Pay. Покупатель сканирует штрихкод, сумма списывается с его карты. За безопасностью опять же следит нейросеть через встроенную камеру наблюдения.
Мы не продаём сами холодильники и не производим еду — оставляем эти процессы профессионалам своего дела. И даём возможность собрать тот комплект, который будет выгоден всем, не ограничиваем по площадям и моделям холодильников.
Где нашли деньги
Мы потратили на запуск проекта 5 млн рублей основателя Briskly Глеба Харитонова. Ещё 5 млн рублей нам дали Visa Everywhere Initiative.
Спустя год после старта, когда у нас появился стабильный приток средств за счёт подключения торговых точек к платформе, мы вышли на самоокупаемость.
Нас заметил венчурный фонд, и сейчас мы в процессе интеграции. Компания растёт очень быстро. За год существования оценка нашей капитализации выросла с нуля до $10 млн. В начале 2020-го мы уже можем стоить гораздо больше. Взрывной рост немного затрудняет оценку. Но средства нам нужны для быстрой экспансии на международный рынок.
Ретейлеры увидели будущее в технологии Scan & Go в смартфоне, и сейчас мы ведём переговоры с тремя крупнейшими продуктовыми сетями. К нам подключилось уже 345 торговых точек, потому что Briskly увеличивает скорость обслуживания людей в 2–3 раза. Средний чек с B-Pay растёт в среднем на 15%, если это магазин у дома.
Сколько уже удалось заработать
Наша комиссия с торговой точки, которую мы подключаем к системе, составляет 8% от каждой проведённой через B-Pay транзакции. Наши обороты сейчас числятся в миллионах, но каждый месяц у нас происходит четырёхкратный рост. Все заработанные средства мы вкладываем в проект.
Какие планы на будущее
Технология Scan&Go — когда ты можешь купить товар в обход кассы, сканируя штрихкод на смартфоне, — очевидный следующий шаг эволюции ретейла. Это удобно покупателям — потому что такие магазины уважают их время, доверяют им самостоятельные покупки и не заставляют стоять в очередях. И удобно ретейлерам — потому что это повышает трафик покупателей и выручку.
Сейчас (2016–2019 год) магазины попробовали внедрять аппараты «self scan», возможно, вы видели их стройные ряды на входе в гипермаркеты. Ретейлеры поняли, что это дорого: $1000 цена одного устройства сканирования, на один магазин нужно минимум 100 штук, в итоге оборудовать один гипермаркет — больше миллиона долларов. Но факт в том, что около 10% покупателей пользуются сканерами и оценили возможность не стоять в очередях. Так что сама идея хороша и лишь требует удешевления — теперь весь ретейл смотрит в сторону мобильных решений, таких как у Briskly.
Мы планируем выйти в страны ближнего зарубежья — Украину, Белоруссию, Казахстан. Сейчас нам поступило несколько предложений, мы изучаем возможность локализировать нашу технологию там с юридической стороны.