6 юридических правил для бизнеса при работе с маркетплейсами
Правило 1. Регистрируем бизнес
Маркетплейсы в большинстве своём не работают с физическими лицами и самозанятыми. Для продажи товаров потребуется зарегистрировать ИП или ООО и предоставить пакет учредительных документов на проверку. Например, вот выдержка из порядка действий при регистрации на Оzon:
Правило 2. Защищаем бренд
Когда товар попадает на большую торговую площадку и приобретает популярность, его пробуют скопировать. Чтобы эффективно защититься от недобросовестных конкурентов, необходимо зарегистрировать название, слоган или логотип в качестве товарного знака. Только в этом случае можно будет потребовать от онлайн-площадки удалить с онлайн-витрины контрафакт и потребовать компенсации за нарушение прав.
Регистрация товарного знака также обезопасит от пересечений с чужими брендами. Их на российском рынке огромное количество, и ваш может в значительной степени быть похожим на уже существующие. Имея официально зарегистрированный товарный знак, предприниматель может быть спокоен, что не нарушает прав других производителей.
Требование к «чистоте» бренда присутствует у многих маркетплейсов. Некоторые площадки даже не работают с продавцами, у которых нет зарегистрированного товарного знака. Например, Lamoda:
Правило 3. Подключаем ЭДО
Системы электронного документооборота (ЭДО) позволяют избежать работы с бумажными документами. Все электронные документы, подписанные и направленные через ЭДО, равнозначны по юридической силе бумажным документам.
Для подключения к такой системе понадобится квалифицированная электронная подпись. Её можно заказать в любом аккредитованном удостоверяющем центре. Это ускорит обмен документами, систематизирует его, и не придётся нести затраты на организацию хранения документов.
ЭДО не всегда обязательно: например, Ozon требует подключить ЭДО, а AliExpress — нет.
Правило 4. Готовим документы на продукцию
От производителей могут потребовать сертификаты на продукцию (например, для конструктивно схожих с оружием изделий), маркировку (например, для обуви), а на некоторые товары и наличие лицензии (например, на медицинские изделия).
Список часто бывает обширный (у Ozon 368-страничный перечень категорий товаров и документов, которые нужно по таким товарам загружать), но настоятельно советую с ним ознакомиться, чтобы избежать возможных претензий.
Правило 5. Анализируем предполагаемую модель сотрудничества
Существует четыре ключевых уровня услуг, предоставляемых маркетплейсом:
- Маркетплейс размещает товар и принимает заказы (витрина).
- Маркетплейс принимает оплату, выдает чеки.
- Маркетплейс осуществляет доставку.
- Маркетплейс на своем складе хранит товар и пакует его (фулфилмент).
Понять модель работы можно, прочитав договор. Он может предусматривать любую комбинацию указанных услуг или вариативность в зависимости от выбора продавца.
Например, оферта AliExpress указывает, что маркетплейс занимается размещением объявления, продажей и управлением платежами. В свою очередь, упаковка и доставка — обязанности продавца.
Правильное представление модели сотрудничества позволит понять, где заканчиваются обязанности и ответственность магазина и начинаются обязанности и ответственность маркетплейса. Это важно при выяснении разных рабочих моментов. К примеру, заплатят ли магазину, если у клиента не прошла оплата с карты; обязан ли магазин произвести замену товара, если его повредили на складе или во время доставки и т. п.
Правило 6. Отслеживаем изменения
Пока вы спите, условия договора могут поменяться. К примеру, в части объёма услуг, ответственности, тарифов. Рекомендую регулярно отслеживать изменения.
Как правило, маркетплейсы уведомляют об изменениях документов по электронной почте или в личном кабинете на сайте. Тем не менее рекомендую на всякий случай хотя бы раз в месяц проверять, не поменялась ли редакция условий.
Фото: depositphotos.com