secretmag.ru
Селфи

«4 ошибки, которые помешали моему бизнесу в разгар коронавируса». История предпринимательницы

Главные проблемы, с которыми сейчас столкнулись владельцы бизнеса, возникли из-за паники, стресса, абсолютной неподготовленности к возникшему кризису. За время коронавирусных каникул у меня было достаточно времени, чтобы выявить наши слабые стороны и основные ошибки.

Знание этих ошибок помогло бы мне сократить потери по выручке:

1. Основная ставка на офлайн-продажи

Те бренды, которые ещё до кризиса сделали упор на онлайн-продажи, сегодня зарабатывают даже больше, чем в докарантинное время.

Мы же всегда ориентировались в основном на офлайн — на оформление, ассортимент, маркетинг наших магазинов. И это одна из главных моих ошибок. Несмотря на то что мы получали большое количество заказов онлайн — через Instagram и сайт — я всегда откладывала работу над ними.

В итоге сегодня, когда все наши офлайн-точки закрыты, мы пока не можем переключиться на новый режим полностью, без ошибок. И работа всей команды свалилась на плечи нескольких менеджеров. Из 20 сотрудников работают онлайн-отдел (два менеджера, их руководитель, сотрудник, занимающийся рассылками), управляющая брендом, СММ-отдел и курьер. Поэтому приходится оперативно перестраивать работу всей команды.

Если бы я заранее готовилась к кризису, то усилила бы работу над сайтом — сделала его более мобильным и удобным для пользователя — и сконцентрировалась бы на повышении онлайн-продаж, в том числе с помощью маркетинговых акций.

2. Ограниченный запас товара и бестселлеров (или другое название пункта — «Недооценивать покупательский спрос во время кризиса»)

Я упустила хорошую возможность повысить продажи во время кризиса по простой и обидной причине — наши бестселлеры активно раскупили в первые недели карантина, а запасы мы не сделали.

До кризиса 80% дохода моего бренда приходилось на офлайн-продажи в четырёх магазинах в России и Тель-Авиве. Сейчас заказ можно оформить только онлайн, но при этом спрос немного превышает предложение. Наши склады пустеют.

При этом производство украшений встало. Камни для новой коллекции так и лежат нетронутыми, серебряные украшения сделать также некому. Данное правило актуально для любого бизнеса: нет сырья — нет продукта — нет продаж.

Если бы я знала, какой спрос на украшения будет в это время, я бы заполнила наши склады бестселлерами на более длительный промежуток времени, с расчётом на полгода. Обычно наш цикл производства короткий и склады пополняются регулярно, раз в две недели. Из-за этого они очень маленькие.

Поэтому сейчас, когда стоит производство и закрыты границы, мы остались с очень ограниченным количеством товара. То же самое можно сказать и про упаковку (наклейки, пакеты, открытки и прочие вспомогательные материалы) — их просто нет, а это важная часть маркетинга.

3. Тянуть с увольнениями

Ещё до кризиса я собиралась расстаться с несколькими сотрудниками, но всё медлила. И сейчас эти сокращения выглядят не очень красиво, хотя они не связаны с коронавирусом.

Если бы я провела своевременную оценку персонала, у меня за плечами не было бы этого балласта — и финансового, и психологического.

При этом в условиях, когда многие сокращают, отправляют в оплачиваемый отпуск, используют правовые «дырки» в новых законах, мы стараемся оставаться достойным работодателем.

4. Недооценивать важность антикризисного плана

Да, я обсудила с финансовым директором антикризисные меры, мы посчитали, сколько нам нужно иметь средств в запасе, чтобы обеспечить всех сотрудников. Сейчас у нас есть подушка безопасности и мы сможем выплачивать зарплату даже в случае прекращения продаж.

Но я должна была это сделать намного раньше, а не в панике и спешке из-за карантина. Такой разумный прагматичный подход позволил бы избежать не только финансовых потерь (начиная с собственных накоплений на чёрный день), но и конфликтных ситуаций с арендодателями.

Так, из-за того, что мы заранее не продумали план действий, если они откажутся сделать скидку или не согласятся на арендные каникулы, судьба нашего флагманского магазина останется под вопросом.

P. S. Старайтесь получить максимум уроков из текущего кризиса, чтобы в случае следующего — сохранить спокойствие и, конечно, продажи.