Сомнительное превосходство. Почему в России можно получить штраф, если ты «самый лучший»
Всё, что говорится в федеральном законе «О рекламе» по этой теме, можно уложить в одно предложение. Использование превосходных степеней возможно лишь в том случае, если вы даёте конкретные критерии сравнения и имеете документальное подтверждение своих слов.
Так, формулировка от Oral-B «удаляет до 100% больше налёта» считается верной, так как они предоставили доказательство этому заявлению, а ссылку на него указали в самой рекламе. А вот фразу «Самый большой экстрим-парк» рекламодатель обосновать не смог, из-за чего его и привлекли к административной ответственности.
Как должна выглядеть правильная реклама
Подтвердить заявленные в рекламе тезисы можно сразу несколькими способами: опросы и голосования, независимые исследования, данные по продажам, финансовая документация и так далее. Но, предоставляя доказательства, нужно обратить внимание на три момента:
- год;
- аудиторию;
- субъективность.
Во-первых, если рекламодатель собирается утверждать, что он «самый лучший», в 2019 году, то исследования, подтвердившие это в 2015 году, не подойдут. Во-вторых, опираться на опросы собственных клиентов теоретически можно, но могут возникнуть проблемы, так как это уже лояльная аудитория. В-третьих, слишком субъективные формулировки также невозможно доказать. Например, «Google — лучший браузер» доказать сложно, а вот «Google — браузер с самой большой аудиторией» можно попробовать подтвердить исследованием.
В моей практике была ситуация с компанией «Лучшие юристы». Очевидно, доказать ФАС, что они лучшие, было невозможно — такие утверждения в принципе недоказуемы. Поэтому их название и, соответственно, реклама были признаны незаконными, а компании выдано соответствующее предписание.
Один из вариантов, чтобы соблюсти закон, — к словам и выражениям в превосходной степени можно добавить слова «возможно» или «пожалуй». Один из таких примеров: «Пожалуй, лучшее пиво в мире!» Однако слово «лучшая» в отношении компании правильнее всего вообще не использовать, поскольку такое слово носит субъективный характер, подтверждение которому сложно предоставить.
Важно отметить, что, кроме восхваления продукта или компании, закон запрещает сообщать негативную информацию о конкурентах. Поэтому формулировки «у них хуже, чем у нас» или «9 из 10 не рекомендуют» также под запретом.
Когда недобросовестная реклама направлена против конкурента, велика вероятность, что в результате таких действий он понесёт убытки. Если в суде будут доказаны размер убытков и причинно-следственная связь между ними и незаконной рекламой, убытки придётся возместить в полном объёме.
Что делать, если вы как потребитель увидели рекламу, нарушающую закон
При желании на некорректную рекламу можно пожаловаться.
Потребитель может обратиться в уполномоченный орган, например ФАС, Роспотребнадзор, прокуратуру. Обязательно зафиксировать факт неправильной рекламы путём фото или видеосъёмки, сделать скриншот экрана, если неправильная реклама распространена в интернете. Также можно написать рекламодателю и (или) рекламораспространителю с требованием удалить подобную рекламу, размещённую в периодическом печатном издании, в сети «Интернет», на баннерах, зданиях, сооружениях и иных объектах.
После этого ФАС возбудит соответствующее дело и в случае подтверждения нарушения вынесет предписание или штраф в отношении нарушителя.
Согласно пп. 5 п. 1 ст. 23 [ФЗ-135] (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/) «О защите конкуренции», ФАС вправе привлечь лицо, допустившее недобросовестную конкуренцию, к административной ответственности. Административный штраф на должностных лиц составляет 12 000–20 000 рублей; на юридических лиц — от 100 000 до 500 000 рублей (п. 1 ст. 14.33 КоАП РФ).
Угадать, каким будет наказание, почти невозможно: слишком много факторов. В некоторых случаях вместо штрафа просто выдают предписание, согласно которому нужно всего лишь устранить нарушение.
Параллельно ФАС может обратиться в суд с иском к рекламодателю о публичном опровержении недостоверной рекламы за счёт рекламодателя. Суд в решении укажет форму, место и сроки размещения такого опровержения. За невыполнение предписания ФАС рекламодателю грозит ещё один штраф на сумму до 500 000 рублей. Если рекламодатель не выплатит штраф добровольно, то его ждёт дополнительная ответственность — уплата штрафа в двойном размере.