«Проснулся минус миллионером». Истории вчерашних школьников, которые рискнули пойти в суровый российский бизнес
«Работа занимает большую часть моего времени, даже на отдыхе я думаю о ней»
- Имя: Вадим Забеглов
- Возраст: 21 год
- Город: Москва
- Должность: основатель маркетингового агентства Zamedia
- Как давно в бизнесе: с 18 лет
Я всегда хотел чего-то большего, чем работать в найме. Выбрал маркетинг и digital-сферу. Идея полноценного бизнеса зародилась ещё в 2018 году, когда я занимался SMM-продвижением чужого бизнеса. К этому времени я уже отлично разбирался во всей специфике, ходил на бизнес-мероприятия и знакомился с предпринимателями. С 2019 года пришёл тренд на разработку AR-эффектов для Instagram. Тогда подумал, почему бы не ввести ещё и это направление.
Благодаря AR-разработке познакомился со многими блогерами и знаменитостями, а вскоре технология перевернула рынок продвижения в социальных сетях. С 2020 года начали приходить заявки от малого и среднего бизнеса на комплексное продвижение. Времени катастрофически не хватало, тогда решил собрать команду, делегировал часть проектов и стал брать больше заказов.
Запускаться было не очень дорого. Изначально я занимался фрилансом (SMM и видеомонтаж), благодаря такой подработке появились первые средства для инвестирования — около 50 000 рублей. Клиентов привлекал через личный Instagram-аккаунт и контекстную рекламу, которая отправляла потенциальных клиентов на первую версию сайта Zamedia, который я сам же и разработал.
Сейчас в команде работают маркетологи, дизайнеры, верстальщики, таргетологи, SEO- и SMM-специалисты, контекстологи, создатели AR-эффектов. 70% из них из России, остальные из Белоруссии, с Украины и из Азербайджана.
Всю операционную и финансовую часть веду сам. Нравится мне это: управление, финансы, расчёты, улучшение услуг и стратегическое планирование.
Агентство начало приносить прибыль уже в первый месяц существования, сейчас она составляет свыше 300 000 рублей в месяц. Большая доля от прибыли сейчас уходит на продвижение и запуск новых направлений.
О сложностях и опыте
В самом начале я допускал ошибки. Например, искал людей в команду среди своего окружения. В итоге убедился, что работать с родственниками и друзьями не лучшая идея. Иногда я решал недоразумения между заказчиком и специалистом. Это тоже неправильно. Если специалист ошибся, то исправляет, а если клиент объективно неправ, то я уже сам объясняю в чём, и мы находим оптимальное решение.
Сложности тоже были. Например, недоверие владельцев бизнеса к молодым агентствам. Ещё было сложно найти толковых людей. HeadHunter не особо помогал, так что на помощь пришёл контент-маркетинг. С начала 2020 года мы начали сильно расти, я рассматривал создание ООО, уже выбрал офис в Москве. Но прошлый год всё изменил, поэтому я стал работать как самозанятый и отложил открытие офиса. Когда ситуация станет стабильнее, будем организовывать ООО.
Как человек, я тоже заметил несколько изменений. С тех пор как я стал предпринимателем, резко поменялся круг общения. Раньше он состоял из ровесников, теперь средний возраст — около 30 лет. Перестали интересовать интрижки и хвастовство молодёжи, думаю, что многие поняли, о чем я.
Иногда были недопонимания в семье из-за того, что стал уделять им меньше времени. Сейчас всё встало на свои места, но проблемы до сих пор бывают. Так как приходится постоянно решать вопросы клиентов и быть на связи, то времени на личную жизнь практически нет. Работа на данный момент занимает большую часть моего времени, даже на отдыхе я думаю о работе.
Когда время позволяет, посещаю онлайн-конференции по интересующим меня темам и направлениям. Основным образованием в сфере бизнеса для меня служит построение самого бизнеса. Практика и опыт, который благодаря ней нарабатывается важнее любой теории. В течение следующих лет планирую пройти обучение по программе MBA.
А сейчас основными источниками знаний являются бизнес-конференции, опыт коллег, специализированная литература, общение с предпринимателями и нашими бизнес-клиентами, так как мы работаем по модели B2B. Бросать это дело я не собираюсь. Если тебя начинают посещать такие мысли, то смело можно закрываться.
«Я рано повзрослел и привык ни от кого не зависеть, работать по найму было тяжело»
- Имя: Марк Аронс
- Возраст: 21 год
- Город: Москва
- Должность: генеральный директор EdTech-компании LUDI
- Как давно в бизнесе: с 18 лет
Я вырос в семье бедной интеллигенции — композитора и актрисы. Подумал, что кто-то должен зарабатывать деньги, и поступил на социологию в Высшую школу экономики. На первом курсе устроился на стажировку в Альфа-банк. По итогу мне предложили зарплату 120 000 рублей, но надо было бросить учёбу. Я отказался.
Из-за того, что я рано повзрослел и привык ни от кого не зависеть, работать по найму было тяжело. Я стал предпринимателем, чтобы самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. В 18 лет основал студию Cinemot Production. Мы занимались созданием YouTube-каналов под ключ и классическим видеопродакшном для компаний. За восемь месяцев сняли несколько рекламных роликов, и я понял, что трачу больше, чем приносит студия.
Однажды я пришёл на встречу выпускников курсов, благодаря которым поступил в университет. На ней основатели пригласили меня на стажировку в новый проект обучения бизнесу в сфере услуг. Он выстрелил, мы провели два запуска на 1,5 млн рублей. С нуля запустили проект обучения репетиторов.
Я решил, что хочу больше денег, и предложил сделать франшизу. После года работы над ней произошёл конфликт основателей, и я занял место ушедшего, который не оставил никаких наработок организационной структуры и забрал команду.
Первый год работы директором я занимался кризис-менеджментом. Средства появлялись благодаря микроменеджменту продаж, скидке на аренду помещения и точечным сокращениям неэффективных сотрудников. Мы со вторым основателем брали кредиты на 3 млн рублей и балансировали на грани рентабельности за счёт потока платежей.
В марте 2021 года я проснулся «минус миллионером». Не хватало денег даже на сигареты. Я понял, что могу вылететь с выпускного курса университета, уйти в армию и стать банкротом. А могу взять себя в руки и решить проблемы компании. Я взял кредит на полмиллиона рублей, слетал на один день в Сочи к своей девушке, по пути в аэропорт закрыл долги по учёбе. Вернулся и спланировал стратегию развития компании на полгода вперёд.
Моя семья продала квартиру в Саратове. Я взял 2 млн рублей из этих денег и вложил в реализацию стратегии роста, чтобы получить возможность самостоятельно обеспечивать семью.
В ноябре мы подвели итоги полугодовой работы: выросли в два раза по обороту и количеству учеников, показатели юнит-экономики сошлись с планом в диапазоне 88–93%. После этого привлекли 5 млн рублей инвестиций для дальнейшего роста. Сейчас мы оформлены как ИП, в этом году среднемесячный оборот компании — 3,8 млн рублей. В октябре чистая прибыль с учётом налогов составила 488 000 рублей, а по бухгалтерскому учёту, исходя из того, что нам ещё доплатят клиенты, — порядка 800 000 рублей. В следующем году мы должны выйти на 2 млн рублей ежемесячной прибыли.
Моя команда состоит из трёх руководителей отделов. Татьяна — нынешний руководитель отдела маркетинга, отделом продаж руководит Георгий, его мы «схантили» у конкурентов. Руководителя продукта Виктора мы называем руководителем отдела исполнения и сервиса. За занятиями на наших курсах стоит команда из 40 человек: преподаватели, методисты и администраторы, обеспечивающие клиентский опыт.
О сложностях и опыте
Последние три года моей жизни — бесконечная сложность: потоп в помещении и потеря имущества, уход основателя из компании, отсутствие маркетинговой стратегии, выстраивание юнит-экономики, оцифровка процессов, построение сквозной аналитики и системы таск-менеджмента, кассовый разрыв на 1 миллион рублей, недопонимания, юридические споры.
Для каждой из сложностей есть инструмент, многие проблемы сейчас решаются их недопущением. Например, кассовый разрыв устранили кредитами и оптимизацией бизнес-модели. Недопонимания со стороны сотрудников решили пересмотром модели управления, систематическое невыполнение определённых задач — системой штрафов и мотивации. Когда я осознал и принял, что жизнь состоит из преодоления трудностей, начал рассматривать их просто как задачи и получать удовольствие от решения.
Бизнес — это в основном про практику. В высшее образование в сфере бизнеса не верю. Необходимо принимать решения, исходя из ограниченного набора объективных показателей и данных. Один из наших франчайзи признался, что за два года практики научился большему, чем за всё время обучения на факультете управления бизнесом.
Но если возникают сложности, я могу проконсультироваться с экспертом. Например, когда нам впервые начали поступать инвестиционные предложения, очень помог аудит от эксперта по сопровождению инвестиционных сделок. У нас есть готовый план, и мы уже привлекли инвестиции. Наша инвестиционная стратегия расписана на три года. В течение 2022 года мы планируем открыть три новые точки в Москве, чтобы иметь возможность обслуживать 1200 учеников ежемесячно. Одновременно мы развиваем сеть франшиз в регионах.
«Очень тяжело оглядываться назад и понимать, что не помнишь тех лет, что ты все их проработал»
- Имя: Илья Гурский
- Возраст: 21 год
- Город: Санкт-Петербург
- Должность: co-founder и директор по коммуникациям «Вебиума»
- Как давно в бизнесе: с 19 лет
Изначально школу подготовки к ЕГЭ в 2013 году основал Даниил Дарвин (тогда она называлась «Вебинариум»). Он преподавал биологию и пригласил других преподавателей-единомышленников, с которыми создал инициативное сообщество для подростков. Я сам пошёл учиться в эту школу перед сдачей ЕГЭ и как раз занимался с Даниилом. Жил я в посёлке Глубоком Ростовской области, поэтому занятия онлайн для меня были единственным шансом подготовиться.
В 2018 году сдал экзамены, поступил на факультет психологии СПбГУ. В Петербурге мы с Даниилом познакомились лично, и я начал работать наставником. Это человек, который хорошо сдал ЕГЭ, учится в топовом вузе, прошёл программу обучения по работе с подростками и хорошо понимает, как работает система единых госэкзаменов.
Через полгода я стал контент-маркетологом, потом продюсером видеоконтента и быстро дорос до маркетолога. В 2019 году у школы произошёл ребрендинг, появились ООО и полноценная компания. Я участвовал во всех стратегических процессах, и Даниил предложил мне роль co-founder в «Вебиуме».
Вся наша экосистема произошла, по сути, из группы во «ВКонтакте». Но для этого пришлось проделать много работы: мы создали LMS-систему (софт, который позволяет создавать онлайн-курсы и управлять ими. — Прим. «Секрета фирмы»), перенесли часть образовательного пути в соцсети, где обитают подростки, внедрили понятие оргструктуры, работали над маркетингом, пиаром, продвижением, HR. На этом этапе продукт уже был прибыльным, поэтому дополнительных вложений и сторонних инвестиций не было. Мы взяли имеющиеся бюджеты, вложили их в людей (сейчас в компании работает больше 110 человек без наставников).
В структуре есть большой круг маркетинга с таргетологами, контекстологами, SEO-специалистами. В школе много контент-маркетологов. Так как нам нужно быть в той же среде, где и наши ученики, у нас есть свои страницы для каждого предмета. То есть команда должна регулярно вести по 14 групп (13 по предметам и одна общая) во «ВКонтакте», TikTok, на YouTube и в Instagram. Также у нас есть круг автоматизации, который помогает автоматизировать воронки внутри чат-ботов, продажники.
Структуру «Вебиума» можно условно разделить на две части — это бэк-офис и фронт. В бэк-офисе работают около 100 человек — управленцы, маркетинг, команда продукта. Фронт — это наши преподаватели и более 600 наставников. Вся прибыль, которую мы получаем, уходит на ФОТ (фонд оплаты труда рабочих), маркетинг, инвестиции в новые направления, и ещё остается на развитие.
Сейчас школа известна, но, когда мы перезапускали проект, было сложно найти хороших специалистов. Для этого плотно занимались HR-брендом. Были и ошибки, например, теряли много денег ни на что, упускали какие-то процессы из поля зрения. Я определенно чувствую, что люди вокруг меня часто компетентнее, опытнее в бизнес-среде, но мы в команде считаем, что экспертность — это процесс, а не достижение какого-то уровня профессионализма. Co-founder — это человек, который стоит на границе того, что известно. Ему очень сложно знать всё и быть профессионалом, это процесс получения информации и превращения её в какие-то инструменты для практики.
Если есть какая-то зона, в которой мы хотим разобраться, иногда обращаемся за помощью. Мы часто общаемся с другими школами, сейчас готовимся открыть несколько новых направлений — запускаем внутри компании небольшие стартапы. Все они будут связаны с обучением, но уже для другой аудитории и в других форматах.
О сложностях и опыте
Быть молодым предпринимателем иногда очень тяжело. От крупных ошибок можно долго чувствовать вину. Однажды по моему недосмотру и недобросовестности подрядчиков мы потеряли миллион рублей. Я сильно переживал, ведь мы видим цены на продукты, знаем о средних зарплатах и понимаем, что это огромные деньги.
Кроме того, годы тяжёлой постоянной работы в моменте воспринимаются как нечто крутое, но в эти насыщенные событиями месяцы ты просто не успеваешь пожить.
Несколько раз я был в шаге от серьёзного выгорания, но коллеги вовремя отправляли меня в отпуск. Очень тяжело оглядываться назад и понимать, что не помнишь тех лет, что ты все их проработал, смотреть, как твои друзья могут прогулять универ, поспать дома или уехать в другую страну в середине года, а ты не можешь себе этого позволить.
Тем не менее мне никогда не хотелось уйти из школы. Хотелось бы больше отдыхать, но я горю идеей проекта, ведь я, как никто, понимаю, насколько это полезно для подростков.
Бонус. «Идея в том, чтобы каждый носок рассказывал историю»
- Имя: Дарья Кузнецова
- Возраст: 11 лет
- Город: Москва
- Должность: основательница Single Socks
- Как давно в бизнесе: с 10 лет
Отвечать Дарье помогала бизнес-ангел Галина Малыгина
Не так давно я училась в стартап-школе sv.camp, где у каждого была своя идея проекта. Тогда я придумала продавать носки не парами, а коробками, чтобы можно было не складывать их парами и постоянно не искать второй. Идея была в том, чтобы каждый носок рассказывал историю. На нём были бы иллюстрации, посвящённые какому-то событию. Я составила бизнес-план, назвала проект Single Socks, и нашёлся инвестор — Галина Малыгина. Она сама участвовала в подобных конкурсах. Благодаря ей появилось 100 000 рублей на запуск — она дала их сама.
Первые деньги ушли на оплату производства на фабрике. За первые две недели все 200 коробок были проданы. Идея понравилась основателю «Додо пиццы» Фёдору Овчинникову, он написал про проект. Сейчас оборот компании — 600 000 рублей в месяц. Прибыль посчитаем по итогам года, но ожидаем, что это будет около 1 млн руб в год.
Основные расходы — это оплата производства, в октябре — 303 000 рублей. В другие расходы входят оплата склада и доставки (пользуемся услугами СДЭК и «Фулфилмента»), упаковка (коробки и упаковка в стрейч-ленту), таргетированная реклама в «Инстаграме») (100 000 рублей в октябре), фотосъёмка (студия, стилист, фотограф), иллюстрации, сайт, разные расходы на электронную подпись, облачную кассу и эквайринг.
Сначала мы не подумали об упаковке носков и пришлось собирать коробки для 1000 носков самим. У нас не было склада и логистики. Дома у моего бизнес-ангела, который взял на себя большинство вопросов, был пункт самовывоза и он сам относил коробки на почту. Каждый год мы запускаем новую коллекцию и после Нового года остановили проект, чтобы найти новые темы. Наша команда состояла из энтузиастов, которые выдохлись после новогоднего ажиотажа.
В этом году у нас было много разных небольших проблем — от производства, когда не было нужных ниток и приходилось закупать их самим, до сайта, который не принимал оплату Apple Рay. Были проблемы с доставкой и хранением. Мы не подумали об этом в самом начале и в итоге столкнулись с тем, что под Новый год нам отгрузили 2000 носков прямо домой. Было много комментариев о том, что проект сделали родители-маркетологи. Я занимаюсь подготовкой эскизов и выступаю идеологом проекта, участвую в разных конкурсах. Операционные задачи не решаю, поэтому легко отношусь к тому, что говорят обо мне.
Сейчас набор носков состоит из 11 штук, посвящённых событиям 2021 года: конфузу на Суэцком канале, 60-летию полёта человека в космос, последствиям вывода войск из Афганистана, Оимпиаде, тому, что «Медузу» признали иностранным агентом, Маниже и женской эмансипации, «Дюне», памяти Петра Мамонова и Жан-Поля Бельмондо, посадке самолёта в Беларуси.
Мы работаем через мамино ИП, которое уже было. Оставалось только добавить новый код ОКВЭД. С финансовой частью нам помогает бухгалтер мамы. Отношениями с фабрикой, закупками занимается бизнес-ангел. Я занимаюсь дизайном носков, рисую эскизы по темам, которые выбираем все вместе. Вика — мама моей подруги, готовит эти эскизы для фабрики и занимается упаковкой.
Основные знания по развитию бизнеса я получила ещё в стартап-лагере. Конечно, иногда консультируемся с менторами из sv.camp и берём информацию из интернета. Так я готовила первую презентацию, с которой выступала на конкурсах. Искала данные, сколько носков покупают в месяц, проводила опросы на эту тему. Сейчас мы хотим продавать свои носки по всему миру. Также у меня есть идея второго стартапа — подбор луков через приложение.
Коллаж: «Секрет фирмы», depositphotos.com, Unsplash, [Unsplash License] (https://unsplash.com/license)