secretmag.ru
Практика8 мин.

Попал на деньги. За что российские работодатели «штрафуют» сотрудников

Опыт предпринимателей и топ-менеджеров
Трудовой кодекс РФ запрещает денежные штрафы. По закону работодатели имеют право наказать работников за провинность замечанием или выговором. При серьёзном нарушении — увольнением. Но всё же компании находят пути законно наказать рублём провинившегося сотрудника.

Предприниматели рассказали «Секрету» о том, насколько необходима система «штрафов» за плохую работу и как они относятся к денежным взысканиям в своих компаниях.

Какие есть варианты

Один из вариантов — [установить] (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/84498a63aec8100326b573233dd115e840696e90) материальную ответственность. Если сотрудник испортил имущество работодателя, его наниматель вправе забрать за это часть зарплаты.

Штрафы, как и другие виды наказания, имеют как положительные, так и отрицательные стороны. Они повышают ответственность работника. Например, в нашей компании по сборке мебели есть система штрафов за порчу и утерю инструмента, за другие мелкие недочёты непосредственно на объекте. И в итоге работники ответственнее относятся к имуществу, если отвечают материально за невыполнение требований. А с другой стороны, не все сотрудники положительно реагируют на подобные правила внутри компании.

Сергей Бурганутдинов
генеральный директор «Хорошая Сборка»

Премии, хоть и считаются примером [позитивной мотивации] (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/055e8e833d20da93d226dfde983a5076ee2a4ba2/), часто используются как кнут, а не как пряник. В «Положение о премировании» некоторые работодатели включают длинные списки причин, по которым сотрудник не получит дополнительные выплаты.

Вообще компания СДЭК не сторонник применения штрафов, особенно при планировании систем мотивации сотрудников, и крайне редко прибегает к данным инструментам на практике. Гораздо лучше воспринимается сотрудником начисление премии в меньшем размере за невыполнение плановых показателей, чем штраф или удержание определённой суммы при том же невыполнении. С одной стороны, вроде означает одно и то же, но с другой стороны, премия — это дополнительный инструмент материальной мотивации и применение к премии понятия «штрафов» не совсем корректно.

Алексей Шестаков
руководитель направления «Компенсации и льготы» департамента персонала СДЭК

Денежные взыскания применяются также в ситуациях, когда сотрудник не выполнил [норму труда] (https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/3574aaee4aa5a0b4e8c7ea6a42cedb20fda11f3b/). А в некоторых компаниях существуют штрафы за нарушение внутреннего устава.

У нас есть чат, созданный для освещения новостей, связанных с компанией и её деятельностью. Естественно, ругаться, разжигать рознь или оскорблять кого-то запрещено. Но всё же находятся люди, идущие наперекор правилам. Одна сотрудница решила выразить своё негодование через оскорбление коллеги, а другой сотрудник пошутил на предмет национальной фамилии. Оба были оштрафованы.

Сергей Козлов
генеральный директор «Мегаплан»

Штрафовать или увольнять

Если сотрудник допустил оплошность, у работодателей есть несколько вариантов: простить сотрудника, применить дисциплинарное взыскание, оштрафовать или уволить. И как поступит предприниматель, зависит от очень многих факторов.

Механизмы стимулирования менее эффективны, чем модель мотивации. Если человек не выполняет профессиональные обязанности, скорее всего, он не подходит на эту должность. И взыскания здесь не помогут. Возможно, работодателю стоит подумать о переводе сотрудника на другую позицию, где он может работать более эффективно, или об увольнении.

Виктория Цой
директор департамента персонала ПЭК

К примеру, если сотрудник устроился недавно, лучший вариант — дать ему шанс. Вполне возможно, он ещё не вник в процессы компании и в дальнейшем покажет высокие результаты.

Мы позволяем новичкам ошибаться. Во-первых, какие-то промахи поначалу неизбежны, но при грамотном отношении руководства они не «замкнут» человека в себе, а, напротив, способствуют его профессиональному росту. Во-вторых, всегда есть вероятность форс-мажора. Мы внимательно изучаем каждую конкретную ситуацию и анализируем причину ошибки. Если она повторяется систематически по вине самого сотрудника — вывод будет соответствующий, таких работников мы увольняем. Если же человек осознаёт свою ошибку, заинтересован в самопрокачке, у него горят глаза — помогаем. На мой взгляд, любые санкции негативно сказываются на обстановке и трудоспособности коллектива. Показательная порка тем более снижает эффективность команды. Если становится очевидно, что сотрудник не заинтересован в работе и не исполняет свои обязанности, с ним лучше просто распрощаться. Без публичных сцен.

Дмитрий Ковпак
предприниматель, соучредитель экспортной компании Skylex.ltd, проекта «Фабрика бизнеса: работа с Китаем»

Но некоторые проступки руководство компании не прощает. HeadHunter [узнал] (https://hh.ru/article/13930) у уволенных сотрудников, почему их попросили уйти из компании. Самой частой причиной было неуважительное общение с начальством (31% опрошенных). Около 11% сотрудников уволили из-за конкретного проступка, а ещё 12% — по той причине, что они прикрывали ошибки своих коллег.

Есть ошибки, которые сразу повлекут за собой увольнение, – неисполнение трудовых обязанностей, грубое нарушение дисциплины, утрата доверия. Все они чётко прописаны в должностной инструкции. Простой пример из моей практики — один из менеджеров при создании рабочего документа допустил грубейшие ошибки: внёс в таблицы цены ниже себестоимости продукта, и компания понесла весьма ощутимые убытки. Сумма составляла несколько годовых окладов этого работника. В ходе внутреннего расследования было установлено, что сотрудник допустил сразу несколько нарушений трудовой дисциплины, в том числе не исполнил несколько пунктов должностной инструкции — не сверил документы. Работника уволили.

Дмитрий Ковпак
предприниматель, соучредитель экспортной компании Skylex.ltd, проекта «Фабрика бизнеса: работа с Китаем»

Штрафы подходят не для всех

Прежде чем вводить систему наказаний, нужно учесть уровень зарплат разных сотрудников. Размер штрафов, приемлемый для одних, вызовет бурю негодования у других. По моему мнению, оптимальная система повышения эффективности коллектива — это политика, которая учтёт показатели труда.

Сергей Бурганутдинов
генеральный директор «Хорошая Сборка»

От отрасли, в которой работает компания, а также квалификации сотрудников, зависит выбор правильной мотивации и действенных наказаний. Также важно, насколько ценны кадры для предприятия. К примеру, если рядовой грузчик уйдёт из компании из-за депремирования, фирма не понесёт больших убытков. И совсем другое дело, если из-за штрафов уволится менеджер высшего звена.

Исторически у ИТ-компаний не очень приветствуются системы штрафов. Мотивация и нацеленность на результат у большей части сотрудников присутствует сама по себе из-за их высокой квалификации и профессионализма. Вы представляете себе штрафы на кафедре университета для профессоров или кандидатов наук? Аналогично и руководитель ИТ-компании не видит причин наказывать уменьшением зарплаты разработчиков, продакт-менеджеров или биздевов, занимающихся своим любимым делом много лет и осознанно выбравших проект среди десятков других офферов на рынке.

Михаил Кириченко
кофаундер и CРO Jump.Finance

Зарплата не главный показатель, который влияет на работу сотрудников. По [данным] (https://www.wrike.com/ru/blog/statisticheskie-dannye-o-motivatsii-sotrudnikov-na-nachalo-2020-goda/) портала Wrike, 45% работников имеют низкую мотивацию из-за того, что чувствуют свой труд ненужным и недооценённым. Штрафы и высчитывания средств только усугубят это ощущение. Положительный фидбек по поводу их работы, проявление заботы от руководства, а также возможность активно участвовать в делах компании помогут сотруднику быть более эффективным.

Когда я пошёл работать в McKinsey стажёром, моя зарплата упала на 30%. Моя мотивация была напрямую связана с перспективами. Стажёры работают не ради текущего вознаграждения, а ради будущего. Удивительно, но самые умные топ-менеджеры, когда идут в стартапы, либо вообще не берут зарплату, либо берут её на уровне рядового сотрудника, но при этом требуют много акций. Это вполне рациональный расчёт. Получая $300 000 — 500 000 в корпорации, ты легко уйдёшь на $50 000 — 100 000 + акции, которые через несколько лет станут миллионами или десятками (если не сотнями) миллионов.

Тони Урбан
основатель и CEO DeckRobot

Можно ли обойтись без штрафов

Компании по сложившейся на рынке традиции часто используют систему денежных наказаний для официантов, водителей, работников на производстве и ряда других профессий. Также работодатели заменяют штрафы на переменную часть вознаграждения. Например, небольшой оклад официантов компенсируется чаевыми. Если посетитель останется недоволен, сотрудник сам себя оштрафует. Например, в «Яндексе» ввели рейтинговую систему для своих сервисов «Яндекс.Такси» и «Яндекс.Еда». Если сотрудник получает плохие отзывы или редко берёт заказы, система автоматически предлагает ему меньше заказов. И если в этих отраслях штрафы работают, для других сфер всё не так однозначно.

Мы в DeckRobot пробовали при найме инженеров-фрилансеров вводить повышенную месячную премию или её отсутствие за хорошие результаты. По факту производительность никак не поменялась, а вот недопонимания и конфликтов было много.

Тони Урбан
основатель и CEO DeckRobot

По [результатам] (https://www.vedomosti.ru/management/articles/2018/12/24/790183-kak-shtrafuyut) исследований портала Rabota.ru, большая часть работодателей вводит штрафы ради повышения качества работы. Но их ожидания не оправдываются. В 70% случаев штрафы улучшают только трудовую дисциплину. А вот с качеством работы дела обстоят хуже. Только 30% опрошенных работодателей сказали, что сотрудники стали эффективнее работать.

Когда сотрудники ставят цель избегать штрафов, а не зарабатывать, у них меняется приоритет и пропадает ориентация на результат. В таких случаях работники пытаются избежать денежного наказания, уйти от принятия решений или обслуживания клиента. Долговременно и выгодно работать на принципах достижения результатов для бизнеса, а не тратить время на контроль персонала, перевоспитание или компенсацию собственных недоработок в процессах.

Наталья Трукец-Енова
основатель проекта Hring, экс HR-аналитик X5 Group

Система штрафов не гарантирует высоких результатов от сотрудников. А иной раз, даже наоборот, накаляет рабочую атмосферу и создаёт стрессовые условия работы. Выход для работодателей прост — нанимать лучших сотрудников и создавать для них комфортные условия труда. А в случае ошибок наказывать их по закону.

Опытным путём я выработал принцип, которым пользуюсь сам и рекомендую другим предпринимателям, — мы не берём на работу сотрудников, которых надо штрафовать. Забирать у человека заработанные деньги для меня неприемлемо, это его демотивирует. Штрафы за разовые ошибки бесполезны, потому что больно бьют по людям, которые хотят работать и развиваться. Если же ошибки в работе — системная история, зачем всем менеджментом тратить время на людей, которые не хотят работать. В процессе найма мы узнаем, были ли штрафы на предыдущем месте работы и за что, и на этом этапе отсеиваем кандидатов. Если же мы сталкиваемся с ситуацией, что человека нужно штрафовать, мы, руководители, берём ответственность за свою ошибку, совершённую при найме, и расстаёмся с ним. Нам, как бизнесу, эффективнее попрощаться с сотрудником, чем тратить деньги на его перевоспитание.

Дмитрий Воронин
предприниматель, бизнес-психолог

Коллаж: «Секрет фирмы», depositphotos.com