Победителей не будет. Четыре модели поведения бизнесменов, которые ведут к краху
Как формируются сценарии? Например, если в семье есть «хороший» и «плохой» ребёнок, то оба построят свою жизнь в постоянном ожидании сравнения, одобрения или осуждения со стороны окружающих, страхе потерять их лояльность.
Или возьмём семью, где старшие привыкли переваливать ответственность друг на друга. Тогда у маленькой личности формируется сценарий человека, в бедах которого виноваты все, кроме него самого. Если говорить о старшем ребенке, как правило, он вырастает со сценарием «героя», потому что с раннего возраста он должен отвечать не только за себя, но и за младшего.
Важно понимать, что нет абсолютно плохих или хороших сценариев, но у любого сценария есть последствия.
Бизнес как война
Такой сценарий можно встретить у руководителей, которые выросли в агрессивной среде. Например, под жёстким воспитанием отца-военного или в неблагополучном районе. Ощущения опасности для них — это внутренняя норма. Поэтому в сознании таких бизнесменов реальность и будущее переполнены угрозами. Они уверены, что конкурентов надо уничтожать, а в «подворотне» всегда сидит «пулемётчик».
«Булки» у такого шефа никогда не разжимаются. Часто такое восприятие жизни передаётся от деда к отцу, от отца к сыну.
Такие бизнесмены бывают успешными, потому что они многое предвидят, а когда нужно действовать, готовы принять на себя все риски. Но минус в том, что этот сценарий очень затратен для человека: невозможно десятилетиями жить на эмоциональном пределе. Нередко управляющие в таком стиле в 55 лет уже падают замертво: организму не хватает ресурсов.
«Воинам» часто требуется глубокая личностная работа, чтобы развязать эти «узелки» беспрестанного ожидания угроз. Иначе они напрасно растрачивают ресурсы. Кроме того что «воины» фиксируют риски, они стелют очень много соломы, чтобы падать было не больно. Стелют везде, где только возможно, а не только в «слабых зонах».
Для бизнеса подобная модель может стать гибельной, потому что руководитель изматывает своих сотрудников. Он постоянно тренирует подчинённых, всячески кошмарит их, не даёт полностью сосредоточиться на работе. И не потому, что он сволочь, а потому, что надо быть готовым к любому развитию событий.
Нужно держать ухо востро и не забывать, что «логисты — наши враги», «маркетологов надо мочить», а «пиарщики — пустые болтуны». Такой руководитель не желает ничего плохого своим подчинённым, но рано или поздно команда от него разбегается, просто потому, что не готова работать в такой «норме».
Бизнес — это игра
«Игрунчик» — это самый легкомысленный тип бизнесмена. Для него жизнь — это квест, и ему кажется, что он обязательно победит в нём. Нередко «игрунчики» строят свой бизнес или работу в рамках архетипа сказочного героя-дурака и совершают поступки, на которые не решится ни один умный человек. Они могут успешно ходить по тонкому льду и выпутываться из опаснейших ситуаций.
Почему? Иванушку-дурачка всё время кто-нибудь да выручит: щука, Царевна-лягушка, Конек-Горбунок, жена, в конце концов. Но фортуна — барышня переменчивая, поэтому даже в сказках герой-везунчик попадает в кризис. После этого долго мотает круги, пока удача к нему не вернётся.
У таких руководителей и бизнесменов в голове исключительно позитивный сценарий развития событий. Они мыслят категориями ребенка: раз вчера я зажмурил глаза и мама принесла шоколадку, значит, сегодня для получения шоколадки мне тоже надо зажмуриться. Это одна из линий магического мышления. Позитивная. Всегда найдутся люди, у которых появится нужная шоколадка.
Второй сценарий: когда Иванушка-дурачок попадает в кризис, он начинает переживать: «Всё пропало! Что делать?» Он не опирается на свой успешный предыдущий опыт, чтобы почувствовать уверенность и смело двигаться навстречу следующему вызову.
Таким образом, «игрунчик» заточен на то, что успех приносит кто-то другой. Он весь из себя чудесный, заведённый, но только безответственный. Он договаривается с партнёрами за счёт веры в свою удачу. Это качество позволяет ему многого добиться, особенно на стадии стартапа, где результат часто зависит от того, как ты будешь использовать ситуацию в свою пользу. Но когда начинается рутина, скучные будни, ему играть уже не во что.
Этот тип руководителя не умеет справляться с неудачами. Даже если он не встречает серьёзных проблем, обыденность для него — это самая печальная история в его жизни. Монотонное выстраивание бизнеса вскоре наскучит ему, он опустит руки и найдёт себе новое занятие, что и может стать началом конца всего бизнеса
Бизнес — это театр
Бизнес-среда сегодня — это самый настоящий фестиваль нарциссов. Они любят блистать на сцене, для них любое дело — прекрасная возможность получить признание.
В определённых ситуациях бизнесу полезны руководители-нарциссы. Как правило, это очень умные люди. Но когда они лишены возможности блистать постоянно, их интерес к работе пропадает.
Бизнесмены-актёры не анализируют ошибки — это их основной минус. Им нужна восхищающаяся ими свита. Такие руководители не способны замечать, что репертуар устарел, интерес к их выступлениям пропал и однообразие надоело. Поэтому блистательный сценарий рано или поздно оказывается нежизнеспособен, если только он не подкрепляется новыми делами и настоящими успехами.
В идеале в команде такого руководителя преобладают очень юные специалисты, которые всегда восхищены и даже влюблены в него. Они готовы очень много работать ради его успеха, но таким образом лишь поддерживают его комплексы. При этом руководитель не способен оценить то, что для него делается. Тогда в какой-то момент срабатывает механизм очарования-разочарования, и от блестящего руководителя уходят. Часто даже командами.
Бизнес — это спорт
Спортивный тип руководителя самый жизнеспособный из этой четвёрки. Директор-спортсмен может долго выдерживать перегрузку, потому что умеет работать в разных режимах. Ведение бизнеса такими людьми можно сравнить с железной дистанцией триатлона. Они мыслят как спортсмены и понимают, что, если сегодня они проиграли, завтра они снова победят. Неудачи для них — это не угроза жизни, например, как для бизнесмена-воина. Это спорт, в котором проанализировал ситуацию, определил свои сильные и слабые стороны, а затем действуешь в соответствии с реалиями.
Слабое место «спортивных» руководителей — это их призма восприятия, через которую они видят других людей. Они могут быть достаточно безжалостными к окружающим, потому что также безжалостно относятся к себе на пути к результату. Это роднит их с «воинами». Но спортивный тип продуктивнее в долгосрочной перспективе, так как он знает, что завтра снова новый день. «Новое соревнование», а не война, поэтому нет необходимости рвать себя на износ.
Такого руководителя не пугает рутина, возможные риски не отвлекают его от текущих процессов, и ему редко нужно всеобщее признание. Он настолько сосредоточен на поставленной цели, что часто упускает шанс взлететь, решив не отвлекаться от намеченной траектории. Ему свойственна некая оторванность от творческой части, поэтому, если жизнь решит преподнести ему подарок, скорее всего, «спортивный» руководитель упустит его. Ведь по сторонам глядеть некогда.
Поэтому точка роста для такого руководителя — это научиться смотреть на происходящее широко открытыми глазами. Замечать, а что ещё есть вокруг, кроме самих «соревнований».
Сильная команда
Если тому, кто всегда «на войне», нужно научиться останавливать себя в нагнетании угроз, то руководителю-артисту нужно сойти со сцены в обычную жизнь. Посмотреть, что на самом деле происходит, и увидеть настоящую жизнь без блеска и мишуры. А «игрунчик» должен взять ответственность на себя.
Учитывайте в бизнесе все эти сильные и слабые стороны личных сценариев. Например, «спортсмену» хорошо бы иметь рядом «игрунчика», который со своим авантюризмом и верой в успех может вовремя подкинуть свежие идеи, придать бизнесу второе дыхание. Доукомплектовывайте себя другими сценариями. Сделать это непросто, но в результате у вас будет сильная и взаимодополняющая команда.
Коллаж: «Секрет Фирмы», depositphotos.com