Tìm thấy tất cả. Как россияне потеснили Google во Вьетнаме
История первой вьетнамской интернет-компании берёт начало в России на факультете вычислительной математики и кибернетики МГУ (ВМК). В 2005 году на базе ВМК была создана группа для работы над поисковиком «Нигма», который собирал данные других поисковых систем и выдавал релевантный результат. Группу возглавил выпускник факультета и к тому моменту уже вице-президент Mail.Ru по стратегии и финансам Виктор Лавренко. Он же стал инвестором. «Университет, к сожалению, сказал, что принять денег от меня не может и предложил оказывать целевую поддержку — непосредственно студентам, а также я покупаю для факультета и своей кафедры кое-какое оборудование. <...> Дело в том, что, когда я учился в МГУ, мне приходилось работать на трёх работах, чтобы прокормиться. Соответственно, я решил помочь студентам, чтобы они могли больше времени уделять своей научной работе», — говорил он в 2005 году.
В 2007 году к группе присоединилась студентка МГИМО Кристина Мелентьева, а спустя шесть лет вместе с Лавренко основала CocCoc и возглавила отдел маркетинга. «Нигма» впоследствии была преобразована в IT-компанию, но не выдержала конкуренции. В 2017 году она прекратила своё существование, несмотря на инвестиции Digital Sky Technologies Юрия Мильнера.
«Поисковиком пользовались более 3 млн человек, но для того, чтобы показать свою конкурентоспособность и побороться за рынок с «Яндексом», Mail.ru и Rambler, нам на тот момент нужно было ещё $100 млн. Этих денег у нас не было», — поделилась Мелентьева. По её словам, на ВМК училось много вьетнамцев, некоторые из них в начале 2000-х годов также входили в рабочую группу «Нигмы». Они рассказали, что во Вьетнаме нет конкурентоспособного локального игрока на рынке, и предложили сделать поисковую систему для своей страны.
Разработчиков искать не пришлось: в «Нигме» было много специалистов по части создания поисковиков. Кроме того, помог Михаил Костин, который в 1996 году разработал движок для одной из первых поисковых систем в России «Апорт.ru», а затем создал поиск Mail.ru.
Если «Нигма» была научным экспериментом от начала до конца, то из вьетнамского поисковика удалось сделать прибыльный бизнес.
Вьетнамский браузер скачать
До 2013 года всего у пяти стран мира были свои браузеры и поисковые системы: США, России, Китая, Чехии и Кореи. Шесть лет назад к ним присоединился Вьетнам, где до этого монополия принадлежала Google и её Chrome.
«Поисковик СосСос мы выпустили в апреле 2013 года, и он сразу выстрелил с десктопной версией. Мы просто пришли и отобрали у Chrome 20% рынка и были первыми, кто привёз в эту страну большое количество крутых IT-специалистов. Нам удалось их привлечь своей идеей. Скажите кому-нибудь сейчас, что делаете новый поисковик, и вас примут за сумасшедшего, — рассказала Мелентьева. — А опытные ребята, уставшие от тривиальных задач в больших корпорациях говорят: „О, прикольно!“, и идут работать к нам».
На данный момент его ежемесячная аудитория составляет 25 млн активных пользователей с учётом того, что во Вьетнаме всего проживает около 92 млн человек, а пользуется интернетом 64 млн.
Где найти инвестора быстро
«Когда мы решили открывать компанию во Вьетнаме, то все формальные вопросы на себя взяли три вьетнамца, которые входят в число сооснователей. Это избавило нас от множества ошибок и позволило сосредоточиться на развитии поисковика», — пояснила Кристина.
Одного из троих вьетнамцев зовут Нгуен Дык Нгок, но в CocCoc его все называют Гошей. Однажды он очень удачно сходил в бассейн. На одну из тренировок он надел майку с надписью Nigma.ru, на которую обратил внимание плавающий в том же бассейне основатель HeadHunter Михаил Фролкин. «Я взял Гошу за пуговицу и сказал: ну расскажи мне про вьетнамский интернет, давай я туда инвестирую», — поделился Фролкин. Вьетнамец рассказал ему про СосСос, и в результате Фролкин вложился в компанию. «Эта история тянется уже много лет. Там происходило много всяких перипетий и недопетий, а сейчас она довольно успешная. Это крупнейшая интернет-компания Вьетнама с выручкой больше $1 млн в месяц», — отметил бизнесмен.
Второй раз компания получила $14 млн инвестиций в 2015 году от инвестфонда издательского дома Hubert Burda Media. Несмотря на то что в России он известен в основном своим журналом о моде, ИД интересуется проектами, связанными с интернет-поиском.
В общей сложности в CocCoc вложили $30 млн. Как утверждает Мелентьева, выйти в плюс компания смогла в первые годы работы, сейчас её выручка — $10 млн в год.
Национальная гордость
«Мы просто сделали продукт для людей. Вьетнам до недавнего времени никого не интересовал. До нашего появления практически все использовали Chrome, но при этом у Google здесь даже нет представительства, оно находится в Сингапуре, — рассказала Кристина Мелентьева. — По большому счету ни у кого не было интереса делать что-то для самих вьетнамцев, а не для туристов. Вьетнамский поисковик был нужен им позарез — другие неудобны и плохо обрабатывают запросы на местном языке. Например, во вьетнамском есть множество тонов и диакритических знаков, поэтому нужно несколько раз нажать на кнопку, чтобы получилась нужная гласная. Само название компании — CocCoc — переводится как «тук-тук», но если его написать немного не так, то из него получится «стакан». Для того чтобы набрать фразу из 10 букв, вьетнамцу нужно будет сделать около 15 нажатий. В CocCoc вьетнамские буквы подставляются автоматически, мы были первыми, кто сделал работающий спеллчекер.
Приведу ещё примеры. Через наш браузер всегда работал и работает Facebook, у других — с перебоями. У нас есть версия, почему так происходит. Вьетнамские провайдеры не выдерживают большой нагрузки, и, когда у них начинают падать серверы, они просто обрубают соцсеть. Чтобы решить эту проблему, мы купили канал, который работает постоянно. Если у пользователя не получается попасть на сайт Facebook, то мы проводим его по своему каналу.
Ещё вьетнамцы очень любят смотреть онлайн корейские сериалы. И такая простая фича, как возможность свернуть окно браузера и продолжить смотреть видео в фоновом режиме, им очень понравилась. Те инструменты, к которым мы уже привыкли, здесь ещё просто никем не созданы. Мы там как будто люди из будущего.
Но фичами пользуется всего 22% аудитории, понятно, что люди выбирают наш браузер и поисковик не только из-за них. Сразу было очевидно, что Google не подвинуть классическими браузерными лозунгами вроде «быстрый, лёгкий, безопасный, модный, крутой». Поэтому мы выбрали очень сильный национальный нарратив — «вьетнамский поисковик и браузер, вьетнамская IT-компания». Это оказалось очень важным для местных жителей, им действительно хочется гордиться своей страной, поэтому они радуются даже самым маленьким победам. Национальная интернет-компания — одна из них, поэтому люди нас поддержали.
Это позволило нам не вкладываться в дистрибуцию. Как правило, в маркетинге браузеров она играет огромную роль: партнёрка, установка по умолчанию или установка вместе с какими-то другими программами с целью по-тихому заставить человека пользоваться тем или иным браузером. Наверное, если ты лидер рынка или огромный бренд, то можно незаметненько подложить человеку свой браузер, он его увидит, узнает и не испугается. Когда ты новый, маленький, никому не известный браузер, подсунуть себя людям совершенно невозможно. Поэтому мы потратили на дистрибуцию ровным счётом ничего.
О CocCoc узнавали по-другому — через поисковик Bing. Ни один вьетнамский маркетолог в здравом уме не станет покупать трафик в поиске Bing, потому что им никто не пользуется. Но мы очень активно покупали трафик в нём на все запросы, связанные с браузерами. Дело в том, что когда человек приносит домой свой новенький компьютер, то у него стоит один браузер — Microsoft Edge. Большинство людей заходит в него всего лишь один раз — чтобы скачать другой браузер. Поэтому на браузерные запросы было очень много необходимого нам трафика.
Спустя два года после запуска мы набрали свои первые 15 млн пользователей, магазины компьютерной техники стали сами устанавливать CocCoc как браузер по умолчанию.
Как обустроить Вьетнам
В CocCoc работает около 500 человек. 10% сотрудников граждане РФ и других стран, а 90% — местные. «Вьетнамцы очень работящие люди, мечтательные и вдохновлённые, с ними легко и приятно работать», — говорит Мелентьева. Но, по её словам, у вьетнамцев есть одна проблема — они привыкли идти уже по протоптанной дороге, как все, новаторов среди них очень мало. На вопрос о том, где проще реализовать свою идею и построить свою технологическую компанию — во Вьетнаме или в России, — Кристина ответила, что во Вьетнаме. Она пояснила, что многие ниши еще не заняты и нет корпораций-монополистов. Креативные люди, продукты, идеи и технологии, которые хоть немного отличатся от того, что уже есть во Вьетнаме, будут там востребованы, а для того, чтобы закрепиться на вьетнамском рынке, нужно просто угодить местным жителям.
Фото:и bigstockphoto.com/vostock-photo.online