secretmag.ru
Практика5 мин.

Как мотивировать сотрудников выйти на работу в выходные и праздники: 5 советов

Работа в выходные и праздники или даже ночью всегда вызывает стресс не только для работников, но и для работодателей. С необходимостью просить сотрудников незапланированно приступать к работе 1 января, в два часа ночи или в день свадьбы может столкнуться каждый руководитель. Ведь форс-мажоры никто не отменял. Как обеспечить не только физическое присутствие на рабочих местах, но и вовлеченность людей? Есть несколько простых советов.

Меньше лозунгов – больше конкретики

«Кто такой человек, который может позвонить и попросить выйти на работу в связи с возникшей проблемой? Это может быть твой руководитель, который действительно в беде. Может позвонить коллега, с которым вы долго работаете. Он понимает, что сейчас твой выходной, но обстоятельства складываются так, что ему не остаётся выбора, и он надеется на помощь! А если звонят подчинённые и просят помочь? Производство – это не институт благородных девиц, там нужно делать сообща конкретное дело, результат которого стоит конкретных денег! Люди, которым не всё равно, откликнутся. Но они должны понимать, что их вызвали не из-за пустяка".

– Фарид, руководитель в техническом блоке машиностроительного предприятия Новгородской области.

Задача руководителя номер один – чётко объяснить, почему выйти в неурочное время важно, каковы временные рамки форс-мажора, что даст выполнение работы. И всё это – в разрезе интересов сотрудников.

Будьте открыты, насколько возможно. Чем больше информации вы дадите, тем больше вероятность встретить понимание.

Убедительно звучат факты и цифры. Неубедительно – пространные рассуждения о важности потрудиться во имя целей бизнеса. Особенно если главным образом они заключаются в обогащении собственников.

Внештатные ситуации воспринимаются легче в компаниях, где есть разделяемое сотрудниками общее видение. Вспомним Антуана де Сент-Экзюпери: «Если ты хочешь построить корабль, не надо созывать людей, планировать, делить работу, доставать инструменты. Надо заразить людей стремлением к бесконечному морю. Тогда они сами построят корабль».

Проявите эмпатию

«Мои сотрудники знают, что я готова услышать отказ, но важно, чтоб он был честным. Все мы люди, живые, со своими планами на выходные, личными отношениями и состоянием здоровья. Дачи, подработки, да и просто планы на шашлыки – принимаю любой ответ. Если узнаю, что человек, сославшись на здоровье, уехал на пикник, доверие уменьшается. Но такие ситуации единичны. Люди ценят возможность высказаться и быть услышанными, стараются не подводить».

Анна, директор по производству молочного комбината из Саратовской области.

Рухнувшие планы и офис вместо пляжа, скорее всего, не вызовут восторг. Примите эмоции сотрудников и поделитесь своими.

В конце прошлого века американский ученый Дэвид Макклелланд проводил исследование в мультинациональной компании пищевой отрасли. Подразделения, в которых ведущие менеджеры обладали высоким эмоциональным интеллектом, в среднем на 20% перевыполняли нормы годовой прибыли, возглавляемые лидерами с низким EQ – примерно на 20% недовыполняли план. Способность руководителя управлять своими и чужими эмоциями напрямую влияет на мотивацию и продуктивность – даже в таких нештатных ситуациях, как работа в неурочное время.

© «Секрет Фирмы», depositphotos.com

Создайте необычную атмосферу

«Перед Новым годом мы получили крупный и срочный заказ от ключевого клиента. По графику этап разработки нового продукта нужно было завершить 2 января. Чтобы успеть, многим инженерам пришлось выйти на работу 1 января. Мы решили устроить для них необычный день в офисе. Руководители готовили своим подчинённым кофе, дарили подарки, заказали праздничный обед. Уже глубоким вечером мы вместе отпраздновали успешное завершение работ. Кстати, инженерный центр был на работе практически в полном составе, пришли поддержать даже те, кто мог остаться дома».

Роман, заместитель генерального директора приборостроительного предприятия из Башкортостана.

«Не пьёт, не курит, на Новый год дежурит…» – анекдот смешной, а ситуация грустная. Для сотрудников, которым приходится выйти на работу в праздники, стоит создать не совсем формальные условия. Например, прийти в необычных костюмах, а завершить рабочий день легким фуршетом. И при этом можно транслировать в корпоративных СМИ, социальных сетях и мобильных приложениях репортажи о «героях», которые «на посту».

Даже работа не в праздничный, а в обычный выходной требует проявления заботы – например, можно заказать для людей хороший обед.

Не скупитесь на благодарность

«Молодым специалистом часто выходил в праздники или подменял коллег в их смену. Выбор начальства падал на меня по понятной причине – я не был обременен семьей. Воспринималось это как должное, да я и сам понимал, что надо нарабатывать опыт. Но однажды попросил отгул по действительно важным личным обстоятельствам. Когда мне отказали, хотелось уволиться. Времени прошло много, но с тех пор для меня как руководителя существует золотое правило: я всегда стараюсь показывать, что поступок сотрудника ценен, благодарить его, а при необходимости – идти навстречу. И люди, как правило, не подводят!»

Михаил, директор предприятия стройиндустрии из Самарской области.

Публично хвалить кого-то, как и «выделяться», в российской культуре не очень принято. Это связано с низким индивидуализмом и ориентацией больше на атмосферу, чем на достижения.

И всё же именно признание хорошо выполненной работы сотрудники ставят на одно из первых мест среди факторов, важных в профессиональной жизни. Не скупитесь на слова благодарности – переборщить в этом деле сложно. Главное, они должны быть конкретными и искренними.

Дайте больше свободы

«Люди ценят, что ты не дергаешь их по пустякам, даёшь возможность распоряжаться своим временем в рамках выполнения рабочих задач, и, когда случается что-то действительно важное, соглашаются остаться и работать до нормализации ситуации. Я ни разу не сталкивалась с отказом. Но думаю, что отнеслась бы с понимаем, если у человека действительно что-то запланировано, а не просто "не хочу"». Татьяна, HR-директор промышленной компании из Свердловской области.

Согласно исследованию LinkeDIn, именно уровень автономности во многом определяет готовность человека оставаться в компании – это сильный мотивирующий фактор. Уже классическим стал пример американской компании Ryan LLC, которая предложила «добиваться успеха не просто в работе, а в жизни» и перестала фиксировать проведённое сотрудником в офисе время в случае, если он справляется со своими задачами. В результате продуктивность, а вместе с ней удовлетворенность клиентов и финансовые показатели компании заметно выросли. Это, скорее, превентивная мера. Попросить сотрудников выйти в выходной и даже в отпуск проще, если в остальное время они обладают большой степенью свободы.

Коллаж: «Секрет Фирмы», depositphotos.com