Иммунитет к очным встречам. Как пандемия трансформировала деловую этику в России
О том, что изменилось в деловой этике, «Секрету» рассказали эксперты.
Новая деловая этика диктует нам, что звонить коллегам или партнёрам по работе без предупреждения — теперь признак плохого тона.
В пандемию мессенджеры окончательно выместили телефонные звонки. Раньше позвонить незнакомому человеку и назначить встречу было уместно. Теперь же звонок без предупреждения — признак дурного тона. Чтобы соблюсти приличия, сначала нужно написать в мессенджере и договориться о созвоне.
Сейчас большинство наших потенциальных заказчиков говорят: «Все вопросы в письме». Даже не онлайн, потому что их сотрудники работают удалённо из дома, не видят выгоды человеческого общения и оказываются не готовы провести встречу. В современных реалиях нам предстоит ещё долго балансировать между онлайн- и офлайн-коммуникацией.
Ещё одно новшество в деловой этике — открыто говорить о своём самочувствии и заботиться о самочувствии других. Например, отказываться от поездки в офис или на встречу, если почувствовал признаки простуды.
Правила при взаимодействии с коллегами претерпели небольшие изменения. Одно из самых важных — мы научились больше доверять друг другу, поскольку не видим коллег каждый день, а выполнение ключевых задач, если есть даже зерно сомнения, практически невозможно. Недомогание перестало быть личным делом сотрудника, сейчас нормы поведения в публичном пространстве подразумевают новую искренность: сообщение о своём самочувствии больше не выглядит как неуместная информация или проявление слабости.
«Новая реальность» делового этикета — это понимание уязвимости сотрудника, возможной смены планов в последний момент / поиска альтернативных решений, наконец, расширенное знание о том, что составляет жизнь сотрудника или делового партнёра вне работы.
Можно сказать, что часть новой этики в командах — это ещё и поддержка. Стресс, жизненные и бизнес-ситуации, которые требуют взаимовыручки, — всё это объединяет людей, которые видят друг друга в разном контексте. Кроме того, люди стали гораздо внимательнее к своему здоровью и к окружающим: многие даже при минимальных симптомах остаются дома или идут сдавать тест
Правилом хорошего тона сейчас становится приезд к партнёрам на переговоры (если необходима очная встреча) с отрицательным ПЦР-тестом. Такие тесты продаются в аптеке. Также, если вы проводите мероприятие очно, то, конечно, всем гостям нужно прийти на него с отрицательным свежим ПЦР.
В бизнес-среде принято носить маску, пользоваться антисептиками и сделать прививку от ковида, если нет медицинских противопоказаний. Вполне допустимо перед началом переговоров спросить о самочувствии, поинтересоваться, привит ли собеседник. Изменилось отношение к самочувствию сотрудников и деловых партнёров, оно стало более внимательным. Если человек заболел, нормально поинтересоваться диагнозом, при необходимости рекомендовать ему конкретного врача. Если раньше в голове нужно было держать целый свод правил, касающихся рукопожатия, то сейчас от этой формы приветствия вполне нормально отказаться.
В первую очередь, мы должны временно отказаться от привычных для нас способов приветствия, таких как рукопожатие или другие формы физических контактов при встрече. Считаю, что в этом руководителям необходимо брать пример с первых лиц государств. Если раньше по правилам этикета они первыми подавали руку подчинённым, то теперь не делают этого, тем самым утверждая новые правила. Достаточно воспользоваться другими приветственными жестами, например прикосновением локтя или лёгким поклоном, — это и будет вашим жестом, который демонстрирует заботу о партнёрах и подчинённых. Если здороваться локтями для вас неприемлемо, то используйте приветствия в форме речевого обращения. Расскажите, что вы рады встрече, — и в сложившейся ситуации соблюдёте тактичность и уважение. И наоборот, использование традиционных способов приветствия, таких как рукопожатия и объятия, в нынешней эпидемиологической обстановке, может быть расценено как халатное отношение к здоровью ваших партнёров и клиентов.
Пандемия, безусловно, внесла свои коррективы в привычные правила делового этикета и бизнес-этики. Особенно ярко это видно на примере обмена рукопожатиями. Деловые люди теперь с опаской протягивают руку: никогда не знаешь наверняка, ответят на рукопожатие или упрекнут в несоблюдении безопасной дистанции.
Главное, что изменила пандемия в деловой этике, — это отношение к очным встречам, здесь сходятся во мнении все опрошенные «Секретом» эксперты.
Раньше даже согласование малейших деталей сделки требовало личной встречи, такой формат общение подразумевался априори. Коронавирус кардинально изменил ситуацию, второй год количество очных встреч сведено к минимуму, клиенты привыкли все самые важные моменты обсуждать онлайн: далеко не всегда будет уместно даже предложение встретиться офлайн. Можно сказать, что у клиентов выработался «иммунитет» к очным встречам. Безусловно, они всё ещё проводятся, но их процент кардинально меньше того показателя, что был в начале 2020 года.
Мы ещё до пандемии коммуницировали с заказчиками дистанционно. В эпоху коронавируса назначать очную встречу стало ещё более неудобно. Подрядчиков, с которыми мы давно и плодотворно работаем, иногда приглашаем на очные встречи. Это делается, скорее, в рекреационных целях. Команда устаёт от многочасовых созвонов в зуме, очная встреча помогает разрядить обстановку.
Сейчас не приветствуется «очный», избыточный формализм. Например, плохой тон — назначать формальные встречи в том случае, если их можно провести в зуме или принять решения, не встречаясь лично. При этом стоит учитывать отрасли: обычная практика большинства встреч в ИТ, E-commerce — онлайн, то же характерно для консалтинга. Напротив, в промышленности, строительстве рабочие совещания любых уровней, как правило, проводятся офлайн.
Сегодня, когда кто-то при дежурных вопросах предлагает очную встречу, у коллег возникает немой вопрос. Потому что очная встреча предполагает большой объём подготовительных вещей, подстройки. Онлайн-совещание требует меньших ресурсов. Это здорово, потому что это сократило командировочные бюджеты и повысило эффективность людей, которые не вылетают на день-два, не тратят время на дорогу.
При этом у новой формы встреч начали робко формироваться свои правила. Ирина Степанова, руководитель направления видеорешений и аксессуаров для совместной работы в компании Logitech, отметила, что актуальные пункты этикета корпоративных онлайн-встреч можно сформулировать так:
- У всех участников встречи должны быть включённые камеры. Для инициатора мероприятия или спикера — это просто обязательное условие.
- Аккуратный рабочий фон и зона, которая попадает в кадр.
- Отсутствие посторонних шумов и других помех. Для этого важно иметь оборудование, которое сможет обеспечить высокое качество видео- и аудиосигнала.
Эти правила как минимум касаются серьёзных деловых встреч. «Для каких-то вопросов достаточно только голоса, стало абсолютно нормально присутствовать на встречах без видео», — отметил Илья Пискулин.
Екатерина Лисейчева, руководитель event-агентства «Мандариновая лиса», дополнила, что коллег нужно предупреждать (и заранее извиняться), что вы сегодня общаетесь от лица чёрного квадрата. По словам эксперта, общение с человеком, у которого выключена камера, отнимает в два раза больше сил, чем «разговор с живой картинкой».
Соблюдать новые правила или нет — личный вопрос каждого сотрудника и каждого руководителя компании. Но надо помнить об одном важном нюансе.
Сегодня ответственное и этичное ведение бизнеса — важный показатель уровня компании. Если в разгар пандемии и настоятельных рекомендаций о переводе сотрудников на удалённый формат работы организация продолжает сознательно саботировать ограничения и делать вид, что ничего не происходит, для многих клиентов и партнёров это определённый «звоночек»: «Если они не соблюдают правила в этих вопросах, то будут ли они честны и ответственны в других отношениях?» и «Не повредит ли нашей репутации сотрудничество с такой безответственной компанией?».
Существует ли верная стратегия поведения в текущей ситуации? Хороший вариант — открыто объявить о своём отношении к пандемии и соответствующих мерах: например, на сайте указать, что компания осознаёт уровень угрозы, поддерживает директивы правительства и, заботясь о своих сотрудниках и деловых партнёрах, продолжает работать преимущественно в онлайне, а при редких и крайне необходимых офлайн-встречах соблюдает все меры безопасности (медицинские маски, соблюдение дистанции, средства для дезинфекции и т. д.). После подобного заявления будет легче выстраивать коммуникацию.
Коллаж: «Секрет фирмы», depositphotos.com, Unsplash, [Unsplash License] (https://unsplash.com/license)