secretmag.ru
Выживание

Грабим автосервис с помощью ручки и компьютера

Нас было четверо, у нас был компьютер, телефон, ящик с инструментами, и мы решили ограбить автосервис. Всё пройдёт тихо и незаметно. В том числе и для клиентов. Главной жертвой ограбления станут не они, а владельцы бизнеса. Однако и они ничего не заметят.

Каждый день тысячи автосервисов по всей России становятся жертвами хищений. В роли злодеев выступают не грабители в масках, а собственные сотрудники. «Секрет фирмы» поговорил с грабителями и их начальством.

Мотивы преступления

Анатолий проработал в разных автосервисах мастером-приёмщиком более десяти лет. Он общался с клиентами и записывал автомобили на ремонт. Говорить о «побочном бизнесе» своих коллег он отказался, но отношения к начальству скрывать не стал.

«Меня, как и многих ребят, "обувало" начальство: обучения в личное время, выходы на работу по субботам-воскресеньям, когда хозяину приспичит устроить "большую приборку", отношение как к скотине — одни штрафы чего стоят. Да, почти все мы делаем свою "копейку". И если покажем нюансы, которые позволят руководству и эти лазейки прикрыть, то не будет равновесия в бюджете и у мастеров, и у механиков. Так что пусть всё останется как есть, а начальство наслаждается KPI и властью».

Как правило, сотрудники автосервисов встают на преступный путь уже после подготовки. Значительную её часть занимает обучение «расширению наряд-заказа». Иначе говоря, продаже ненужных услуг.

Например, автомобилисту продают услугу по полировке и защитному покрытию кузова в девять слоёв волшебным керамическим покрытием. На практике хорошо, если дело сведётся к трём-четырём слоям и паре проходов полировальной машинкой. Счёт же выставят как полагается.

Состав банды

Чаще всего группа образуется вокруг мастера-приёмщика, который нравится клиентам и состоит на хорошем счету у начальства. Для клиентов он свой парень, всегда готовый участливо выслушать, решить проблему, посочувствовать и дать совет. Для руководства он — передовик производства с отличными показателями, хорошими отзывами на форумах и страничке сервиса в соцсетях.

Другие, не менее важные члены «автосервисной ОПГ» — кассир и кладовщик. Однако без кого банде точно не обойтись, так это без айтишника. Именно он скрывает следы преступления в системах складского и управленческого учёта.

План ограбления

Итак, считающие себя обделёнными, мастер-приёмщик и механик нашли общий язык с кассиршей, кладовщиком и айтишником. Дело можно считать сделанным.

С этого момента из отчётности начинает исчезать часть прибыли, а у отдела запчастей появится тайный конкурент внутри самого автосервиса, продающий по привлекательной цене левые, бэушные, а порой и похищенные со склада новые детали.

Как рассказал «Секрету фирмы» автомеханик Илья Николов, хищения одинаково распространены в маленьких сервисах и у дилеров. Отличаются только методы и масштабы.

В небольших сервисах с серой бухгалтерией и бумажным учётом, а также там, где есть прямой контакт механика с клиентом, всегда есть возможность договориться о работе мимо кассы. Особенно если по автомобилю запланирован большой объём работ.

Поди проконтролируй! По документам проходит замена масла, а на деле под это умудрялись половину мотора разобрать: поменять и трубку масляную, и масляный насос, и даже турбину

Илья Николов
Автомеханик

Если в маленьком сервисе слить пару литров масла — это шанс заработать неприятности при копеечной выгоде. Но когда речь идёт о дилерской или просто большой СТО, то тут уже есть большой поток однотипных работ и литры превращаются в бочки, а копейки — в тысячи рублей.

Например, со склада списывается по 4 литра по наряд-заказу. Из них в мотор заливается только 2 литра. Если дело поставлено на поток, то у таких механиков под рукой специально помеченные щупы, позволяющие слить ровно столько, чтоб не запороть мотор. Накопившиеся излишки надо реализовать. Кому? Да всё тем же клиентам

Илья Николов
Автомеханик

Тут снова работает связка «мастер-приёмщик — механик — касса». Первый предлагает клиенту масло по выгодной цене «из личных запасов». Если клиент соглашается, то мастер делает отдельный левый документ, который не вписан в общий наряд-заказ. Оправдание типичное: «Клиент захотел масло марки N, а у нас его нет, купили у соседей».

Механик делает работу. Кассир принимает оплату. Деньги делятся. На складе и в кассе всё стройно. На записи с камер наблюдения — тоже.

Ещё одна распространённая схема — «спрятанные» клиенты.

Здесь главную работу делает связка из кассира, айтишника и бухгалтера. Когда клиент не забирает чек, кассир и айтишник прячут наряд-заказы, в которых указано, что работы оплачены наличными. Клиенты просто исчезают из системы, а бумаги отправляются в шредер. Когда начальство не очень разбирается в программах учёта и автоматизации, то с помощью бухгалтера такую схему проворачивают и с оплаченными по безналу заказами юридических лиц.

Поймать участников схемы почти невозможно. Только если клиент вернётся с претензией и предъявит свою копию наряд-заказа. Но в этих случаях в дело вступают мастер-приёмщик и покрывающий его непосредственный начальник — они стараются решить проблему, удовлетворив претензии клиента по-тихому.

Слова Ильи подтвердила и другая наша собеседница — генеральный директор ТЦ «Волин» Ольга Селезнёва. Ей проблема хищений и мошенничества знакома не понаслышке, а из личного опыта: «Я не раз становилась свидетелем разнообразных хищений на СТО. И разницы в размерах и видах станций: сетевые, официальные, специализированные, единичные, крупные, мелкие или средние — нет никакой. Любой бизнес подвержен этому заболеванию. Это как раковая опухоль. По моему опыту, наиболее распространённый способ — выполнение работ по ремонту по "личному согласованию" с клиентом, за полцены и минуя кассу. То же самое относится и к приобретению запчастей "с минимальной наценкой".

Откуда берутся такие запчасти? Во-первых, сотрудники сервиса могут закупать и привозить детали под "своего" клиента. Маскируется это под соусом, что клиент привёз детали сам. Это в лучшем случае. В худшем они продают детали, похищенные у другого клиента, который оплатил новую деталь, а уехал со старой или б/у».

Другой способ нанесения ущерба бизнесу не связан напрямую с хищениями, но также выливается в убытки, — это нарушение технологии ремонта.

«Например, автомобиль принимается в кузовной ремонт. На нём обнаруживается дефект сквозной коррозии. По регламенту надо остановить работу и под роспись предупредить клиента о последствиях. Что делают нерадивые сотрудники? Они тупо зашпаклёвывают деталь и окрашивают. Через полгода этот клиент приезжает по гарантии и сервис оплачивает повторную работу».

«Кузовной цех — это такое же раздолье для хищения, как и слесарный, — продолжает Илья. — У дилеров главные деньги зарабатываются ворами на расходниках для малярных работ. Объёмы очень приличные. Маляры из "официальных" дилерских сервисов привозят и продают коллегам в независимых сервисах наждачку, шлифовальные круги, шпатлёвку, грунтовку, растворители, одноразовые комбинезоны, фильтры для покрасочных камер.

Обнаружить такие хищения трудно — расходники списываются приблизительно, и никакой страховой эксперт не сможет точно посчитать, сколько нужно шпатлёвки на крыло в граммах. Покрасочная камера работает, деньги касса получает, но запланировано кило шпатлёвки, десять кругов наждачки, 5 литров обезжиривателя. В дело идёт половина. Причём не потому, что маляр экономит, нет. Просто выписывается с избытком. А избыток "работает" уже в другом сервисе».

Фактически создаётся параллельная структура снабжения и параллельный цех, который использует левые расходники из одного сервиса и оборудование из другого.

Кстати, именно с созданием параллельной структуры связан один из самых изощрённых случаев обмана, о котором рассказал ещё один наш собеседник, пожелавший остаться неизвестным:

«Это была очень стройная система в одном из сервисов "Тойоты". В сговоре были шесть механиков и два мастера-приёмщика из двух разных смен. Одна смена делала вид, что работает в техцентре, а на самом деле уже на этапе приёмки перенаправляла клиентов в арендованный неподалёку гараж. Здесь клиента встречала вторая смена.

Материалы, запчасти, квалификация те же, что и у официалов. Даже кофейный аппарат был точь-в-точь — списанный из официального сервиса и починенный его же механиками. Отличалась только цена на работы, которая была вполовину ниже дилерской.

Управляющий СТО, вероятно, был в курсе дела и в доле, потому и закрывал глаза. Работа в две смены позволяла группе обманывать систему учёта и маскировать разницу между количеством поступивших звонков и заехавших на обслуживание машин. Ну и, понятное дело, ребята не сильно наглели с новыми клиентами. Проверенные повторные клиенты звонили уже на личные телефоны мастеров "гаража", которые не учитывались колл-центром.

Сколько зарабатывали? За день "гараж" выполнял около десятка процедур регламентного ТО. Средний "выхлоп" по ТО за минусом трат на масло и расходники — примерно 8000 рублей. По десятке каждому. Неплохо?»

Кстати, по словам ещё одного нашего респондента, заблуждение, что в дилерских сервисах меньше возможностей для хищений, не соответствует истине: «У официалов перед мастерами и механиками открыты широкие возможности по мошенничеству с гарантийными работами и отзывными кампаниями.

Например, клиент на застрахованном по КАСКО авто приезжает с разбитым стеклом. Если сделать его по страховке, то это увеличит коэффициент на следующий год. Он договаривается с сотрудниками сервиса. Стекло списывают как замену по гарантии. С мастерами расплачивается мимо кассы, экономя до двух третей цены нового стекла. В случаях с отзывными кампаниями работы по замене некритичных для безопасности и работы машины деталей не выполняются, но записываются как выполненные. Освободившиеся запчасти "складируются" и предлагаются другим клиентам по хорошей цене в гаражном сервисе, а порой тут же, в цеху официальной СТО. Вариантов много».

Боятся ли, что их поймают, ведь система безопасности в дилерских сервисах существенно лучше, чем у независимых? «У большинства официалов зарплата персонала ниже, чем в хорошем специализированном сервисе. Отсюда и достаточно спокойное отношение сотрудников к риску быть уволенным: "Уволят — пойду в другой"».

Как поймать?

Можно ли поймать участников таких групп? И да и нет. Если не считать официалов с их большими службами безопасности, то мало какой, даже крупный сервис станет нанимать частного детектива или заниматься оперативной работой.

По мнению Ольги Селезнёвой, наиболее эффективным способом борьбы с хищениями и мошенническими схемами сейчас остаётся использование технических средств и систем учёта: тотальное видеонаблюдение, установка систем слежения на служебные автомобили сотрудников, аудит и регулярная ежемесячная инвентаризация складов.

«Грамотные владельцы сервисов стремятся перекрыть лазейки. — подтвердил наш собеседник-инкогнито. — Сотрудникам запрещают использование личных телефонов, запрещают общение механиков с клиентом — только в присутствии мастера-приёмщика и только перед автомобилем в цеху».

Могут подослать тайного покупателя. В сервисах, которые специализируются на определённой марке, один из способов поймать сотрудника на хищении деталей — обзвон по объявлениям об их продаже на сайтах типа «Авито». Но так можно поймать только глупого или жадного вора. Такого, что поленился сделать левый телефон и привлечь в схему сообщника на роль продавца.

Главный инструмент раскрытия преступных схем — обратная связь с клиентами и разбор каждой клиентской жалобы. «Глупость, жадность и длинные языки — вот основные причины провалов, — утверждает Илья Николов. — Чаще всего схема невольно вскрывается недовольным клиентом. Например, автовладелец возвращается с жалобой и предъявляет наряд-заказ, а в системе его нет. Начинается разбирательство. Порой оно напоминает сцены из 90-х. В итоге вся схема выплывает на поверхность».

Именно так, по словам гендиректора техцентра «Волин», вскрылась одна из самых изощрённых схем на её памяти: «Мастер кузовного цеха возил б/у запчасти под маркой "клиент попросил". Но, как выяснилось, за время работы он разработал и внедрил целую параллельную схему по снабжению. А попался, когда один из клиентов сам пришёл и рассказал мне».

«Даже у хорошо слаженной группы есть шанс провалиться из-за пустяковой случайности, — подтверждает наш собеседник-инкогнито. — Те ребята из "Тойота-центра" — они даже отметки о прохождении ТО ставили. Но у клиентского авто застучал мотор. И вот незадача — застучал в период гарантии. На СТО сунулись смотреть. Отметки о прохождении ТО есть, а наряд-заказа на ТО нет. И ребята спалились. Вместе со случаем их сгубила жадность. Ведь достаточно было просто отремонтировать мотор по гарантии и не допустить огласки».

Если после прочтения этого материала вам захочется сказать: «Да мне-то что? Это проблемы жадных хозяев и вороватых сотрудников!» — то просто задумайтесь. Согласившись купить у мастера или механика «случайно» оказавшуюся у них нужную деталь или отремонтировать мотор мимо кассы, в следующий раз вы можете стать тем самым клиентом, которого отпустили наматывать очередные тысячи километров с разбавленным маслом в моторе.

Фото: bigstockphoto.com/vostock-photo.online