Гений на службе стартапа. Как бизнесу работать с учёными
Как найти учёного для проекта
Самый простой способ — открыть список патентов в нужном вам профиле и искать в нём. Но есть и минус: учёные с патентами уже где-то состоят или работают. Будь то крупная компания или исследовательский институт, они не перейдут в ваш стартап, так как не найдут в этом шаге выгоды.
Мы тоже пытались найти учёных в свой проект с помощью этого способа. Нашли подходящий патент (противовирусной мази), узнали имена учёных, ответственных за эту работу, их контакты. Связались и поняли, что команда разобщена, а состав их продукта лишь наполовину отвечал нашим требованиям. При этом они прекрасно знали, сколько стоят подобные нужному нам исследования, и сразу запросили сумму в 25 млн рублей на счёт, а также потребовали долю в проекте. Мы отказали, поскольку финансовая модель не сошлась и выход из точки безубыточности был бы очень долгий.
Потому стоит рассматривать и более трудоёмкие варианты поиска. Например, мониторить учёных, которые уже работают в местах, подобных вашему, но пока не имеют собственных патентов. Таким образом, вы сразу выйдете на людей, которым подходит работа в стартапе и кто будет готов работать над вашей идеей.
Ещё один способ — поиск в специализированных журналах и на сайтах, например Elibrary и Academia. На этих ресурсах уже указаны имена и фамилии нужных вам учёных. Как правило, этого более чем достаточно для поиска в LinkedIn или на сайте университета, где, как правило, указан телефон кафедры. Подобные люди почти всегда соглашаются, так как у них есть идея, но нет возможности её реализовать.
Ну и самый последний вариант — поиск с помощью эффекта шести рукопожатий. Так как вы, скорее всего, задействованы в научной сфере и бизнесе, то у вас есть знакомства среди научных исследователей или руководителей в вузах. Просто спросите у них о подающих надежды молодых специалистах. Скорее всего, у вас будет список из пяти-десяти человек, которые не требуют высокую оплату труда, но при этом будут крайне мотивированы работать.
Как привлечь учёных в свой проект
«Смогу ли я с вами реализовать свою идею?» — это первый вопрос, который вам задаст едва ли не каждый учёный — любой нации, науки и уровня экспертности. А если у него уже есть собственные патенты, множество публикаций и за спиной не одна работа с аспирантами, то тут вы столкнётесь с реальными проблемами.
Таких людей не интересует красивый сайт и история компании. И даже «золотые горы». Они захотят личное знакомство с основателем проекта, руководителем проекта, спросят про стратегию инвестирования фаундера и его плане по привлечению средств, проверят его личные качества и спросят: «Чего уже ты добился и какая у тебя конечная цель?»
Последнее время учёные охотно готовы говорить с молодыми амбициозными стартапами, но только если получают внятные ответы на эти вопросы и поверят, что идея будет реализована на практике.
Так как же заинтересовать учёного? Можно обеспечить публикацией в научных журналах — это гарантированный способ привлечь в свой проект учёных средней руки. Чтобы выпустить даже одну научную статью хорошего уровня, необходимо от шести месяцев исследований, закупка материалов для тестов, оборудование и так далее. А это приводит к затратам, к которым не все люди науки готовы.
Как мотивировать учёных
Принято считать, что люди науки в первую очередь заинтересованы в своей деятельности. И это правда так. Но финансовая обеспеченность для них, как и для большинства людей, тоже очень важна.
Если мы говорим о зарплате, то она должна быть достаточно высокой и позволять учёному не тратить лишнее время на подработки. Если учёный работает не только у вас, но и на других исследовательских историях, его гонорар начинается от 150 000 рублей. Если же вы хотите его к себе на фулл-тайм — ставки от 280 000 рублей. За рубежом гонорар — это, соответственно, от $5000 и от $15 000. В конце концов, именно эти люди — ключ к успеху вашего проекта, а потому так важно, чтобы они были довольны оплатой своего труда.
Если мы говорим про деньги на научный проект, то для большинства учёных это боль. Подавляющее большинство клинических испытаний лекарств финансируются производителями этих самых лекарств. Исследования показывают, что большинство научных работ, проспонсированных частными компаниями, достигают результатов, нужных спонсорам, а потому свободы в подобных исследованиях будет крайне мало. Такое люди науки любят редко.
Поэтому, когда вы обратитесь к учёным с идеей придумать новое лекарство и доказать его эффективность, ищите тех, кто уже заинтересован в проведении нужных именно вам разработок. Важно, чтобы специалисты занимались подобными исследованиями и раньше — только так можно быть уверенным, что они здесь не из-за денег и перспектив, которые предлагает компания, а по-настоящему увлечены изучаемой областью.
Несмотря на достойный гонорар, большинству учёных важна и самореализация, а потому нужно заранее выяснить, насколько исследования и желаемые результаты работ в компании согласуются с исследовательскими интересами учёных и насколько они хотят изучать и подтверждать данные, необходимые спонсорам.
Как удержать учёных в проекте
В большинстве своём учёные — люди творческие, поэтому легко переходят от одной идеи к другой и могут потерять мотивацию работать, если задумаются о чём-то новом. Однако, если вы предложите им чёткий план с подробным описанием шагов и целей, которые необходимо достичь к определённому сроку, их это, скорее всего, заинтересует: у большинства ученых математический склад ума, они любят чёткость и структуру. И вместо того, чтобы думать над какой-то новой идеей, учёные будут работать над тем, как сделать требуемую задачу к определённому сроку с меньшими затратами и большей эффективностью.
Также не забывайте интересоваться процессом. Многие руководители боятся показать свою некомпетентность в вопросе, что, по их мнению, приведёт к потере мотивации работать с ними. Однако для учёного нет ничего более приятного, чем просвещать незнающих людей и доказывать им, что их идеи гениальны. Если вы для них будете не просто управляющим, а человеком, желающим понять их деятельность, они не просто останутся в вашем проекте, а будут работать только больше и эффективнее.
Не стоит забывать и про популярность учёных, про их имя. Позволяйте им выкладывать свои исследования в профессиональные издания, разрешайте ездить на конференции и проводить совещания с другими учёными. Пускай некоторыми идеями воспользуются другие компании и люди, ведь и ваши сотрудники почерпнут много нового.
Помните о том, что вам нужны перспективные и способные специалисты, которые не только мотивированы в работе и ощущают свою сопричастность к проекту, но и осознают свою ценность. Тогда и финансовых показателей вы достигните быстрее, и опытную команду сформируете раньше — ваши учёные будут развиваться вместе с проектом ещё долгие годы.
Коллаж: «Секрет Фирмы», www.pexels.com, depositphotos.com