Как быстро определить реальный пробег автомобиля при покупке. Советы автоэкспертов
Часто ли сейчас скручивают пробег
По оценкам экспертов, в 2024 году более 50% автомобилей на вторичном рынке продают со скрученным пробегом. Причин этому множество, в том числе:
- дефицит автомобилей в связи с зарубежными санкциями и их дороговизна;
- желание автовладельцев одновременно сэкономить и купить машину поновее;
- отсутствие у старых моделей в возрасте 15–20 лет дополнительных систем защиты от «скручивания» и устройств, которые точно фиксируют пройденный автомобилем путь.
Скрутка пробега по-прежнему встречается довольно часто. Делается это, как правило, «перекупами», но и обычные владельцы зачастую грешат этим. Пробег скручивают, чтобы «омолодить» авто в глазах покупателя. Довольно часто вы можете услышать историю в духе: «Вы не смотрите, что машине 20 лет, там пробегу-то всего 80 000 км, дедушка по выходным в магазин ездил». В нашей практике были случаи, когда вскрывалось, что скручивали и по 300 000 км.
Я убеждён, что на значительной части автомобилей на рынке России пробег скручен. В своё время я сам потратил достаточно много времени в поисках реального экземпляра японских автомобилей Toyota и Lexus.
Пересмотрев порядка 50 машин одной модели — Lexus LX 570, — я пришёл к выводу, что среди б/у автомобилей практически 90% экземпляров имеют скрученный пробег. Главное, что я понял: японский автопром в значительной степени уязвим перед лицом российских пользователей, которые скручивают пробеги.
Подключение к системам авто через компьютер мало что даёт в случае с этими авто, потому как грамотному специалисту ничего не стоит изменить показатели в системе и подчистить за собой хвосты, не оставив цифрового следа.
В зависимости от популярности той или иной марки или модели самые свежие и интересные экземпляры уходят буквально как горячие пирожки, указал Какимов. Живые машины с реальным пробегом и чистой юридической историей дольше пары дней на досках объявлений не задерживаются. А остальным продавцам приходится идти на хитрости, чтобы всё-таки найти покупателя на свою видавшие виды «ласточку».
Как понять, что пробег скручен
Пробег автомобиля — это не просто «возраст и опыт», это прежде всего износ систем. Даже если на момент покупки всё работает нормально — там починили, там поменяли запчасти — никто не даст гарантии, что с виду «свежая» машинка не начнёт по кругу ломаться и высасывать из вас деньги, едва вы начнёте ею пользоваться.
Чтобы не налететь на непредвиденные траты, нужно чётко понимать, автомобиль в каком реальном состоянии вы берёте.
Самостоятельно
Основатель российско-китайской транспортной компании RusTransChina Александр Стрельников назвал очевидные и неочевидные признаки скрученного пробега. На что смотреть, чтобы разоблачить недобросовестного продавца?
Очевидные признаки скручивания пробега:
-
Несоответствие пробега. Если указанный пробег кажется слишком низким для возраста и состояния автомобиля, это может быть признаком скручивания. Проверьте предыдущие записи обслуживания или отчёты о прохождении техосмотра, чтобы увидеть, соответствует ли пробег предыдущим записям.
-
Износ салона и деталей. Проверьте износ деталей салона, таких как педали, руль, ручка переключения передач и сиденья. Если они изношены или имеют следы чрезмерного использования, это может указывать на то, что автомобиль использовался больше, чем показывает пробег.
-
Состояние шин и тормозов. Проверьте состояние шин и тормозных колодок. Если шины сильно изношены или тормозные колодки требуют замены, но пробег низкий, это может указывать на то, что автомобиль использовался больше, чем показывает счётчик.
-
Состояние двигателя и технических жидкостей. Проверьте уровень и состояние технических жидкостей, таких как масло двигателя, тормозная жидкость и охлаждающая жидкость. Если они сильно загрязнены или требуют замены, но пробег низкий, это может указывать на скручивание.
-
Неполадки в двигателе. Чрезмерный выхлопной дым может быть признаком проблем с двигателем, таких как износ поршней, колец или клапанов. Если двигатель изношен из-за высокого пробега, это может привести к утечке масла или неполадкам в системе впрыска топлива, что чаще всего и вызывает дым.
Неочевидные признаки скручивания пробега:
-
Несоответствие в документах. Проверьте историю обслуживания и документы автомобиля на предмет несоответствий или пропущенных записей обслуживания. Если пробег в документах не соответствует фактическому пробегу, это может быть признаком манипуляций.
-
Несоответствие в одометре. Проверьте, соответствует ли пробег на одометре фактическому пробегу, отображаемому на панели приборов. Если есть несоответствие, это может указывать на то, что одометр был изменён.
-
Несоответствие в износе деталей. Проверьте износ деталей, которые обычно меняют в зависимости от пробега, таких как свечи зажигания, ремни, фильтры и т. д. Если они изношены больше, чем ожидается для указанного пробега, это может указывать на скручивание.
Технический директор международной франчайзинговой сети автосервисов FIT SERVICE Никита Родионов добавил ещё пару деталей, на которые стоит обратить внимание:
- Состояние лакокрасочного покрытия. Если на автомобиле большое количество царапин, сколов, следы пескоструя, «паутинка» на всём кузове, то это говорит о большом пробеге.
- Состояние приборной панели. При скручивании одометра на ней нередко остаются следы вмешательства. Все крепежи должны быть одинаковыми и ровными, не должно быть следов снятия панели и царапин в местах креплений. Если панель не ремонтировалась и не заменялась полностью, о чём может сообщить продавец, то следы вмешательства с большой вероятностью говорят об уменьшении пробега.
В салоне чаще всего необходимо обращать внимание на заломы сидения водителя со стороны двери, потому как именно данное место подвергается наибольшему износу при эксплуатации. Если заломы значительны, а заявленный пробег до 100 тысяч км, то это повод задуматься. Если в этом месте что-то чинили или обновляли, то перед вами с большой вероятностью перекуп, освеживший машину перед продажей.
Эксперты указали, что ещё одним немаловажным фактором будет количество собственников авто: кто владел, сколько владел, есть ли среди владельцев юрлица, в связи с чем продают. Если в объявлении указано 100 000 км пробега при трёх и более владельцах, значит, к бабке не ходи: пробег скручен.
Обычно история такая: первый хозяин на автомобиле проезжает в среднем 80 000 км, второй ещё +/- 50 000 км(до капитального ремонта и перепродажи). Третий хозяин ездит максимум 30 000 км, немного ремонтирует автомобиль и начинает его продавать. В объявлении при этом указано: третий хозяин по ПТС, пробег 160 тыс. км, авто в идеальном состоянии, сел и поехал. Это ложь — такого просто быть не может.
Отдельная тема — заблаговременная проверка авто с помощью различных онлайн-сервисов. Эксперт Никита Родионов посоветовал при анализе объявления о продаже авто сопоставить год выпуска с указанным пробегом. Если учесть, что средний пробег в России — это 15 000 км в год, то автомобиль 2015 года выпуска должен иметь пробег 120 000 км.
Если цифра в объявлении сопоставима со средними, то это хороший знак, можно выезжать на осмотр. Если пробег сильно ниже, то высока вероятность, что он скручен. А скручивают пробег в тех случаях, когда пытаются что-то скрыть.
Перед покупкой автомобиля можно проверить кандидата через специализированные сайты (Drom, Auto.ru и т. п.). Они дают возможность заказать отчёт, в котором будет видно изменение пробега, а также отражается подробная информация по ДТП и многим другим параметрам.
На всех ресурсах по продаже авто есть автотека. Заплатив всего около 300 рублей, можно увидеть всю историю авто (когда, при каких обстоятельствах, при каком пробеге и за какую цену машина продавалась в прошлом). Сравните эту информацию с тем, что написано в объявлении. Пример: машина 2010 года первым хозяином продана в 2015 году с пробегом 100 000 км. Если эта же машина через 5 лет продана вторым хозяином с пробегом 120 000 км, значит, второй хозяин скрутил пробег.
Однако такие отчёты, где фиксируется история автомобиля, есть только по машинам, которые давно находятся в России. С параллельным импортом эта штука может не сработать.
Без подобной документации уличить владельца с помощью даже множества косвенных деталей может быть затруднительно. Ведь пробег потому и скручивают так массово, что доказать манипуляции довольно сложно.
Чаще всего, если пробег скручен «умельцами», узнать об этом с помощью стандартного оборудования СТО крайне сложно. Также есть масса нюансов в зависимости от автопроизводителей. Например, у многих авто азиатского и японского рынка, российского производства пробег просто нигде не фиксируется в блоках управления. А вот в европейских авто типа BMW или MB реальный пробег фиксируется, даже если его корректировали на одометре. При компьютерной диагностике это можно обнаружить.
На что будет смотреть специалист
Юрист Амир Какимов отметил, что осмотр авто важно делать с участием специалиста по подбору машин. У них, как правило, есть аппаратура, которая позволяет заглянуть в цилиндры двигателя, определить наличие т. н. «задиров» в цилиндрах, что может многое сказать о пробеге и режиме эксплуатации авто. А также они могут помочь рассчитать бюджет на случай грядущих поломок.
По словам эксперта Александра Стрельникова, такой специалист, если вы привлечёте его для оценки авто, будет смотреть в основном на три вещи:
-
Диагностику автомобиля. Специалист может подключить автомобиль к диагностическому оборудованию, чтобы проверить коды ошибок и состояние различных систем. Это может помочь выявить несоответствия в пробеге или манипуляции с одометром.
-
Проверку истории обслуживания. Специалист может проверить историю обслуживания автомобиля, чтобы убедиться, что записи соответствуют пробегу и что автомобиль проходил обслуживание в соответствии с рекомендациями производителя.
-
Проверку состояния деталей. Специалист может тщательно проверить состояние двигателя, трансмиссии, подвески и других деталей на предмет износа или ремонта, который может указывать на более высокий пробег.
Факт взлома компьютера для скручивания пробега можно установить при диагностике в сервисном центре официального дилера. В автомобилях премиум-сегмента данные о пробеге регистрируются в бортовом компьютере и отражаются на электронной панели. При этом информация о пройденном пути может храниться в нескольких блоках памяти. Например, электронный одометр показывает пробег в 50 тысяч километров, а в памяти компьютера сохранена информация о какой-либо ошибке, зафиксированной при пробеге в 100 тысяч километров.
Кроме того, в памяти хранится количество мото-часов. Если оно большое, а километраж, пройденный автомобилем, незначительный, можно разделить километраж на мото-часы, получив среднюю скорость автомобиля в момент эксплуатации. Если она незначительная, например, 10 км/ч, то данные о пробеге неверны.
Кстати, узнайте, обращался ли продавец к официалам. У дилеров существует отлаженный механизм определения истинного пробега автомобиля, потому что ошибка в этом вопросе может привести к тому, что с автомобилем проведут неправильные работы по техобслуживанию. А это сразу плюс к рискам при эксплуатации и потеря возможности ремонтироваться по гарантии.
Поэтому те, кто корректирует показания одометра, не обращаются в официальные центры для помощи в продаже автомобиля.