Когда детям можно телефон, а когда это превращается в зависимость? Рассказывают врачи
Влияние гаджетов на детей
Педиатр Дарья Маркова, заведующая отделением педиатрии в «СМ-Клинике» в Санкт-Петербурге, разъясняет, что развивающие игры на смартфоне, онлайн мастер-классы и видеокурсы могут принести определённую пользу. Если, например, ребёнок смотрит телевизор, это поможет обогатить словарный запас, а научно-популярные передачи — расширить кругозор.
«Но в ситуации "ребёнок и телевизор" или при использовании смартфона контент должен быть адаптирован для детского восприятия. Включать ребёнку взрослые передачи, даже научно-познавательные, стоит не раньше 10–12 лет. И всё же педиатры сходятся во мнении, что чем позже ребёнку в руки попадёт планшет или телефон — тем лучше», — говорит Маркова.
Детям можно давать телефон и разрешать смотреть телевизор не раньше 3 лет. До 5 лет просмотру ТВ и активностям в телефоне стоит уделять не более часа в день, а с 6 лет и до подросткового возраста — не более 2 часов. В эти часы входит и распространённый вопрос, сколько детям можно смотреть мультики, — так называемое экранное время относится и к ТВ, и к смартфонам, и к планшетам.
Американские учёные выяснили, что более трети родителей детей от 3 до 5 лет приобрели телефон для ребёнка: свой планшет или смартфон имеют 35 % маленьких пользователей. Среднее ежедневное использование собственного устройства составило 115,3 минуты в день. Наиболее часто используемыми приложениями были YouTube, YouTube Kids, интернет-браузер, быстрый поиск или Siri, а также сервисы потокового видео.
Как развивается мозг и помогает ли в этом телефон для ребёнка?
Педиатр Дарья Маркова подчёркивает, что формированию мозга и мышления в большей степени способствует мелкая моторика. Её развитию помогают разнообразные кубики, пазлы, игрушки-сортеры, кинетический песок, но никак не умение нажимать кнопки на телефоне или искать видео на «Ютуб детям» и телевизоре.
«Повальное увлечение гаджетами и телевизором уже привело к настоящей эпидемии близорукости и нарушения осанки среди детей. Оно опасно и негативными последствиями для психики: от утраты творческого мышления до социальной дезадаптации и формирования зависимости», — говорит Маркова.
При этом, по мнению Марковой, большую часть полезных функций гаджетов вполне могут взять на себя обычные игры, развивающие тетради и чтение.
Неинтересный реальный мир
Психотерапевт «CМ-Клиники» Марина Фонтен также уверена, что увлечение гаджетами в раннем возрасте может навредить гармоничному развитию ребёнка.
«Маленький человек должен знакомиться с миром, что называется, на ощупь — трогать предметы, изучать их возможности, интересоваться природой и т.д. Постоянное зависание в телефоне отвлекает ребёнка от окружающей реальности, а со временем и вовсе делает её неинтересной», — говорит психотерапевт.
Врач объясняет, что игры и мультики отличаются нереалистичными красками, постоянной сменой картинки, нарочито громким и навязчивым музыкальным сопровождением. Ребёнок постепенно привыкает к яркому виртуальному миру, а настоящий мир начинает казаться ему недостаточно интересным.
«Одновременно атрофируется способность к воображению и абстрактному мышлению. Вместо того чтобы придумывать сценарии ролевых игр («дочки-матери», «магазин» и т. д.), проявлять смекалку, мастерить что-то из подручных материалов, ребёнок превращается в потребителя информации — пассивного и не способного к критическому мышлению или анализу», — предупреждает Марина Фонтен.
Вред хаотичного контента
Особый вред психике наносит хаотичный просмотр видео в том же «Тиктоке» или через рекомендации на YouTube, говорит психотерапевт. После просмотра потока разномастных роликов сознание начинает буквально кипеть. В дальнейшем у ребёнка появляются проблемы с концентрацией, а восприятие информации становится поверхностным.
«Гаджеты для детей также опасны развитием социальной дезадаптации. Дети теряют интерес к общению друг с другом, заменяют телефонами беседы и совместные игры. Во взрослом возрасте это может привести к проблемам с коммуникацией», — поясняет врач.
Экраны портят зрение
Владимир Агеев, кандидат медицинских наук, офтальмолог «СМ-Клиники» в Санкт-Петербурге, предупреждает, что, приучая детей к гаджетам едва ли не с рождения, мы буквально обрекаем их на близорукость.
«Раньше считалось, что зрение портится от чтения. Однако потенциальный вред от бумажных книг не идёт ни в какое сравнение с тем ущербом, который глазам ребёнка наносят телефон и планшеты. При постоянном контакте с экраном у детей развивается ложная близорукость или спазм аккомодации. Регулярное «сидение в телефоне» перегружает эту мышцу, из-за чего глаз больше не может переключаться между предметами вблизи и вдалеке. Спазм аккомодации можно устранить при помощи глазных капель, физиотерапии и различных упражнений», — рассказывает Агеев.
По словам офтальмолога, если не установить жёсткий лимит на использование гаджетов, проблема всё равно будет прогрессировать. В результате у ребёнка сформируется уже полноценная близорукость.
По исследованиям учёных из США, почти все дети в возрасте 4 лет (96,6%) пользовались мобильными устройствами. Большинство из них начали использовать их в возрасте до 1 года. Родители давали детям устройства, когда занимались домашними делами (70%), чтобы дети не нервничали (65%) и перед сном (29%). В таких случаях пытаться ограничить время использования и предпринимать такие меры, как защита телевизора от детей и родительский контроль на телефоне ребёнка, становится бессмысленно.
Гаджеты для детей: без них уже нельзя учиться
По словам педиатра Дарьи Марковой, совсем обойтись без гаджетов сегодня уже невозможно. Тотальная диджитал-аскеза может сделать из ребёнка белую ворону. Пока одноклассники будут обсуждать героев мультсериала или тонкости прохождения новой онлайн-игры, дети без телефона будут лишь стоять в сторонке и помалкивать.
Как поясняет Маркова, с мнением педиатров, увы, не согласна и сама система образования.
«Сегодня уже во втором классе дети должны владеть навыками создания презентаций и поиска информации в интернете. Так их готовят к средней и старшей школе, где учиться без интернета уже точно не получится. Всё это требует значительно большего времени, чем рекомендовано педиатрами», — говорит врач.
Что делать с гаджетами для детей?
Смартфоны сильно изменили нашу жизнь и жизнь наших детей. Родители часто не могут правильно выстроить «отношения» ребёнка и мобильных устройств, потому что в их собственном детстве не было такого опыта.
Ограниченное и контролируемое использование смартфонов и планшетов может быть полезным. Тогда проблем со зрением, коммуникацией и задержек в психоэмоциональном и когнитивном развитии можно избежать.
По словам врачей «СМ-Клиники», для здорового баланса нужно не только ограничивать время использования смартфонов, но и фильтровать контент, показывать хороший пример, не использовать устройства в раннем детстве в качестве «пустышки» для успокоения. Тогда ребёнок будет гармонично развит и здоров.