Зачем смотреть сериал Girlboss о миллениалах и бизнесе
В апреле на Netflix вышел первый сезон Girlboss – сериал о 23-летней девушке, которая открывает магазин на eBay и постепенно превращает его в крупный бизнес.
Это – свободный пересказ автобиографии Софии Аморузо – основательницы магазина Nasty Gal, «плохой девочки» американского бизнеса, которую Forbes в 2016 году включил в список самых успешных американок. В середине двухтысячных она воровала товары из магазинов, экспериментировала с наркотиками и не знала, что делать с собственной жизнью, а потом начала торговать винтажной одеждой в интернете и за пару лет подняла выручку до $100 000, продвигаясь в основном через соцсети. В 2015 году выручка Nasty Gal составляла $300 млн.
Первый сезон Girlboss выглядит как начало классической истории успеха – в последней серии героиня после долгих мучений открывает свой онлайн-магазин и мигом распродаёт все товары. Но как всё повернётся в дальше – неизвестно, ведь в реальном мире компания Nasty Girl переживает не лучшие времена: осенью 2016-го, после нескольких судебных исков от уволенных сотрудников и конкурентов, обвинивших магазин в плагиате, компания подала иск о банкротстве, а София Аморузо, которую журналисты несколько лет называли «бизнес-золушкой», покинула пост генерального директора.
Как поступят создатели сериала — расскажут ли историю успеха Nasty Gal и на этом свернут проект, оставив за скобками последующие проблемы, или уйдут от классической структуры «истории успеха» — тоже неизвестно. В любом случае, Girlboss – это не строгая биография, а лишь вольный пересказ событий. «Очень вольный», как подчёркивается в титрах к каждой серии. И, если абстрагироваться от реальной истории прототипа, у главной героини сериала есть, чему поучиться.
Взрослая жизнь — это место, где мечты умирают
«Почему я такая никудышная?» — говорит София в одной из первых серий. Все кругом требуют, чтобы она повзрослела: устроилась на нормальную работу с медицинской страховкой, перестала воровать товары из магазинов и везде опаздывать, обзавелась «нормальным» бойфрендом. Она честно пытается — работает продавщицей в обувном магазине, но ей нестерпимо скучно. Она отвлекается на телефонные звонки по личным вопросам и сидит на сайтах, где продают винтажную одежду.
София — тот самый миллениал, про которых так любят рассуждать журналисты и эйчары. Несколько лет назад в интернете была очень популярна статья про миллениала Люси — «О чём плачут 25-летние». Автор — известный блогер Тим Урбан — объяснял: Люси с детства говорили, что, если она будет трудиться, она сможет стать, кем захочет, и Люси с детства думала, что она особенная, её возможности безграничны и главное — следовать за своей мечтой. Ей недостаточно стабильности, она ждёт триумфального взлёта и мировой славы, но оказывается, что в жизни всё не так просто, а к многолетнему упорному труду Люси не готова. Когда про миллениалов рассуждают в контексте бизнеса и рынка труда, про них обычно говорят, что они хотят быстрого результата и не готовы работать в офисе с девяти до шести, а ещё им важно, чтобы работа не только приносила деньги, но и была интересной — если им скучно, они уйдут, несмотря на стабильный доход и медицинскую страховку.
София воплощает все эти стереотипы. Ей кажется, что «стать взрослой» — значит загнать себя в рамки и делать то, что ей неинтересно. Её жизнь меняется, как только она отказывается от этих рамок. Софию в очередной раз выгоняют с работы за то, что она съела сэндвич начальницы, и она наконец-то начинает делать то, что ей по-настоящему интересно. София разбирается в винтажных шмотках и знает, где их найти и как получше продать, она может спать до полудня и работать, сидя в постели с ноутбуком. И это приносит деньги и славу. Мечта миллениала осуществима, если он начинает следовать ей и не пытается повторить опыт предыдущих поколений.
Всё, чему ты можешь научиться, можно посмотреть в интернете
София не закончила колледж, потому что считала образование бессмысленным — зачем зубрить, если есть интернет? Когда она решает открыть магазин на eBay, ей кажется, что для этого всё-таки нужны какие-то специфические навыки. Она крадёт в книжном пособие «Бизнес на eBay для чайников», но не находит в этой книге ничего такого, о чём бы она сама не знала. В итоге она отметает все попытки получить какие-то теоретические знания, начинает учиться всему сама на собственном опыте и, конечно, делает кучу ошибок.
Софи ничего не знает о маркетинге и накладных и не умеет составлять бизнес-план, зато по-настоящему любит винтажную одежду и знает в ней толк. Её коммерческий успех начинается с того, что она приходит в магазин подержанной одежды и находит там кожаную куртку, которая продаётся за бесценок. Она сбивает цену ещё ниже, когда обещает продавцу, что откроет ему некий «бизнес-секрет», если он продаст ей товар за $9 вместо $20. Он соглашается, и, получив товар, София говорит: «Это подлинная байкерская куртка 70-х от East West из телячьей кожи в идеальном состоянии. Знай, сколько стоит твоё дерьмо, ибо тебя только что обыграли».
Интернет — самая мощная сила во Вселенной
С самого открытия своего магазина на eBay София делает всё, чтобы не получить отрицательных отзывов. Когда одна из покупательниц, обнаружив на платье кофейное пятно, грозит Софии гневными комментариями на её странице, та обещает всё исправить, относит платье в химчистку, собственноручно пришивает бисер, который оторвался, пока платье чистили, и на своих двоих мчится к клиентке. В сериале постоянно звучат фразы о том, что «интернет — самая мощная сила во всей Вселенной», а «плохой отзыв — это смерть».
Сила интернета оказывается даже мощнее, чем София предполагала. Она наживает себе врагов — пользователей форума любителей винтажной одежды. Им не нравится, что София перешивает старые шмотки, чтобы они выглядели актуально и модно, и отбивает у них покупателей. Они считают, что их конкурентка пренебрежительно относится к винтажу. София, читая их форум, только смеётся и периодически оставляет уничижительные сообщения в их адрес. В итоге они жалуются администрации eBay на то, что Nasty Gal нарушает правила интернет-платформы, её банят, и она оказывается на грани разорения.
Я девочка, и в этом нет ничего плохого
Когда София понимает, что в её квартире больше нет места, чтобы хранить одежду на продажу, она начинает искать офис. Ей 20 с небольшим, и она выглядит почти как девочка-подросток, так что, когда она приходит к арендодателю, он говорит: «У меня нет ничего для тебя, это для людей побогаче». Все кругом думают, что молодая девушка не может сама построить бизнес, и даже отец не верит в её начинания. Все считают, что в таком возрасте у девушки не может быть серьёзной цели — только временное увлечение, которое она скоро забросит. Ей то и дело приходится оправдываться и доказывать всем, что она способна поставить бизнес на ноги. Но в конце концов ей надоедают бесконечные объяснения и оправдания: она просто перестаёт иметь дело с теми, кто ей не верит. «Я девочка, и в этом нет ничего плохого», — говорит София, и она права.
Girlboss — обычный американский ситком про дружбу и отношения. Обычно, если они строятся по принципу «Золушки», главная миссия героя — найти своего принца или принцессу. В Girlboss всё не так. У Софии есть бойфренд, но отношения с ним — только побочная линия. Парни приходят и уходят, а своё дело остаётся. В современных сказках про золушек принц — это не главное, а путь предпринимателя — это часто путь одиночки, где не стоит рассчитывать ни на чью поддержку.
Фотография на обложке: Netflix