Какой информацией делиться в соцсетях, чтобы прославить свой бизнес
16 апреля Роскомнадзор заблокировал Telegram, а заодно ещё 20 млн адресов, в числе которых оказалась система expo.io — площадка нашего сервиса вызова курьеров «Птичка». Но среди сотен бизнесов, которые также пострадали от блокировок (например, из-за перебоев приложения крупнейший такси-перевозчик в регионах RuTaxi не досчитался тысячи клиентов), журналисты обратили внимание именно на мою небольшую компанию. Всю неделю я давал комментарии, ходил на ТВ, отвечал на звонки («Какой убыток? Что будете делать?»). «Птичка» попала в пресс-релиз Роскомнадзора для ТАСС. Почему я?
Мой сервис «Птичка» каждый месяц публикует финансовые отчёты. Всеми цифрами я регулярно делюсь на своей странице в Facebook, публично разбирая свои ошибки и просчёты. Во многом именно на этой концепции я сделал себе имя. Когда-то вдохновением для меня послужил пример основателя «Додо пиццы» Фёдора Овчинникова, который рассказывал о всех взлётах и падениях своего бизнеса, даже когда у него была всего одна точка в Сыктывкаре.
Время от времени мне пишут предприниматели, которые тоже хотели бы поделиться опытом и сравнить какие-то цифры с коллегами по рынку, но публиковать отчёты публично боятся. Я понимаю их страхи. Казалось бы, зачем светить заработком, если ты не Уоррен Баффет, а твоей компании нет на бирже? А вот зачем.
Открытые цифры — лёгкий пиар
Это логично: предпринимателям полезно узнать об опыте коллег. Если руководители бизнеса делятся информацией с сотрудниками, их отношения становятся более доверительными. Открытость нравится потенциальным клиентам. Публиковать материалы я советую именно в Facebook — сообщество предпринимателей сосредоточено сегодня именно там. Если подписчиков у вас пока недостаточно, найдите тематическую группу и добавьте её участников в друзья. По моему опыту, лучший формат — система ежемесячной отчётности с подробной разбивкой по статьям. Если вы управляете несколькими компаниями и начнёте рассказывать про всё сразу, читатели могут запутаться. Лучше выбрать один бизнес и рассказывать только о нём. Людям приятно следить за развитием компании, если они понимают, в чём суть работы. Абстрактные бизнесы, например финансовые инструменты, могут не зайти.
Почему не надо бояться
Страх №1: Наши маленькие цифры никому не интересны. Интересны. Важны же не сами цифры, а их смысл. Вместо абстрактной выручки расскажите людям, сколько прекрасных пирожных пришлось утилизировать, потому что в дождливую неделю никто не ходил в вашу кондитерскую. Не бойтесь показаться слабыми: любые цифры — задел на будущее. Когда у вас начнётся хороший рост, это будет очевидно для всех и станет новостью.
Страх №2: Дяди с большими деньгами увидят, какая у меня крутая ниша, придут и скопируют. Сегодняшние финансовые результаты — это управленческие решения, принятые год назад. Умный дядя скорее позовёт вас делать бизнес вместе, а глупый просто не сможет нормально скопировать. Компания Gett Taxi уже второй год пытается запустить курьерскую службу. Я лично консультировал их, давая конкретные рекомендации по работе. Но они продолжают топтаться на месте несмотря на то, что вложили в развитие направления уже десятки миллионов долларов.
Страх №3: Налоговая увидит, что мы платим не все налоги. Налоговая смотрит на фактическую отчётность и на фактическое движение денег по счетам. Связать юрлица с бизнесом и вашим аккаунтом в Facebook очень сложно. Чтобы вам было спокойнее, спросите у грамотного бухгалтера, о каких цифрах лучше умолчать.
Страх №4: Я ошибусь в расчётах доходов и расходов, и все подумают, что я вру. Точно перевести движение денег в доходы и расходы за период сложно, это все понимают. Например, вы оплатили аренду на год вперёд. Логично этот платёж разбить на 12 равных частей и записать в расход на каждый месяц. Научитесь округлять, примите для себя какие-то упрощения. В публичной отчётности точность ±7% — стандартный показатель.
Совет: показывайте добавленную стоимость. Допустим, вы кормите людей обедами. Вы накормили 1000 посетителей? Вот она — ценность. Постарайтесь разложить бизнес на те же булочки или пиццы, а в идеале проведите расчёт прибыли на одного клиента.
Важный пример напоследок
В феврале 2018 года Фёдора Овчинникова пытались обвинить в причастности к поставкам крупных партий наркотиков из Латинской Америки: в одной из пиццерий якобы нашли закладку. Стоило Овчинникову объявить об этом в Facebook, за него тут же вступилась армия предпринимателей. Используя личные связи, они добились передачи дела другой команде следователей (что, по сути, полная победа).
Пост Овчинникова:
Отбить нападки силовиков с помощью того же Facebook смогла и основательница сети кафе «АндерСон» Анастасия Татулова. Публичность даёт иммунитет от наездов. Даже в России. _Редактор — Виктория Васина_ _Фотография на обложке: Clinton Nguyen / Wordpress_ _**Главные новости и лучшие лонгриды «Секрета» — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь!**_