Василий Воропаев. Достоинства и недостатки российских фрилансеров
Этот кризис вдребезги разбил мечты многих россиян о спокойной жизни за границей, обеспеченной лёгким фрилансом. Не только в Западной Европе и США (куда так стремились, по результатам нашего опроса, фрилансеры в 2010 году) — жизнь в Азии или Восточной Европе в пересчёте на рубли теперь тоже обходится недёшево. Сдача в аренду московской однушки и случайные заработки больше не гарантируют безбедную жизнь где-нибудь на Бали или Гоа.
Это раньше достаточно было фрилансить, например, на небольшую московскую дизайн-студию, чтобы вести комфортную жизнь в Юго-Восточной Азии. Теперь приходится очень много работать. При этом креативные агентства уже не разбрасываются бюджетами. Всё чаще они ищут исполнителей, которые живут с ними в одном часовом поясе или хотя бы просто не очень далеко. В цене — собранность и надёжность. С теми, кто ведёт расслабленную жизнь на пляже, стараются не связываться (здесь, возможно, играет роль не только отрицательный опыт сотрудничества, но и, чего уж скрывать, банальная зависть).
В условиях дефицита российских проектов остаётся, конечно, надежда на западных заказчиков, но и здесь есть проблемы. Если нужен программист, и выбор — между индусом и российским фрилансером, прописавшемся на Гоа, редкий заказчик выберет нашего соотечественника. Индус — привычнее, его акцент проще разобрать. Но главное, никто не хочет доверяться человеку с психологией туриста.
В последние годы российский IT-меридиан резко сместился в сторону Москвы. Домой возвращаются не только фрилансеры, которые подались на Восток в сытые нулевые и десятые годы. Возвращаются также и программисты, пытавшиеся найти работу в условном «Гугле», но так и не сумевшие пустить корни в США. Ещё возвращаются начинающие бизнесмены, уехавшие несколько лет назад на Запад — в надежде сделать классный стартап, найти инвестора и прославиться, чтобы навсегда остаться в солнечной Калифорнии. Надежды последних рухнули из-за того, что американские инвесторы и фонды серьёзнее российских просчитывают риски. Да и к реальной конкуренции были готовы, конечно, не все.
После нескольких лет жизни в условиях свободы и духа предпринимательства россияне, вернувшиеся из США, часто не хотят устраиваться в московские офисы — даже если им предлагают по-настоящему хорошие деньги. А предлагают, разумеется, далеко не всем — многие компании сейчас, напротив, снижают бюджеты на персонал. Остаётся либо попробовать начать своё дело, либо начать зарабатывать фрилансом.
По тому, что мы наблюдаем, сейчас российский рынок труда переживает такой же расцвет фриланса, как и во время кризиса 2008 года. Только поменялись условия игры и в целом культура рынка. Российские фрилансеры, получившие международный опыт, хотят и могут работать на западных заказчиков. Девальвация рубля их в этом желании, понятно, укрепляет. Многие в целом склонны работать «вбелую» — теперь это не «школьники», а вполне состоявшиеся профессионалы, у которых есть принципы и опыт.
Готовы ли американские и европейские клиенты к сотрудничеству? Готовы. Исторически сложилось, что на всех международных биржах фриланса исполнители из СНГ лидировали во многих категориях. Запустив проект Rubrain.com в мае 2015 года, мы провели в США очень скромную PR-кампанию — и всё равно увидели интерес со стороны потенциальных заказчиков. Мы плотно общались с ними эти месяцы, провели массу интервью — и сделали следующий вывод. Главный аргумент в пользу работы с русскими — вера в наши hard skills, то есть в уровень профессиональной подготовки и кругозор.
Опасения вызывают, соответственно, soft skills и в целом особенности нашего культурного бэкграунда. И вот основные претензии.
Необязательность. IT-рынок в России — всё ещё очень молодой и стихийный. Культура выполнения обязательств толком не сформировалась. Российские IT-специалисты, умные мальчики-самородки с ВМК или из МИФИ, сильно отличаются от западных гиков или нёрдов тем, что последние (как, впрочем, и вообще любые специалисты, работающие по контракту) всегда железно выполняют все договорённости и соблюдают сроки.
Легальная составляющая. На Западе фрилансеров чаще называют contractors. И это не просто другое слово. Содержание тоже отличается. С фрилансером, выполняющим даже самый маленький заказ, заключают формальный договор и работают по системе escrow или постоплате. Российские специалисты часто бывают не готовы к такой схеме и, столкнувшись с первыми же бюрократическими трудностями, просто отказываются от сотрудничества.
Неуместная фамильярность. Со стороны многим кажется, что англоязычная культура, особенно американская, очень неформальна: все на «ты» и вечно улыбаются. Но всё не так просто. Не зная культурного кода, русские часто в общении с заказчиками вместо того, чтобы сблизиться, скатываются в панибратство.
«Лет ми спик фром май харт ин инглиш». Наконец, джае сейчас, в 2015 году, препятствием к сотрудничеству часто становится недостаточный для понимания технического задания и деталей контракта уровень владения английским языком.
Фотография на обложке: Анатолий Струнин / ТАСС