Антон Титов. Почему я строю обувные фабрики в России
Китай постепенно теряет имидж мировой фабрики, реиндустриализация в развитых странах набирает обороты. Всё больше и больше компаний из США и Европы сворачивает производство в Юго-Восточной Азии и открывает его на родных рынках. Они хотят быть ближе к потребителям, экономить на логистике и, наконец, обрести имидж патриотов.
Например, согласно исследованию Boston Consulting Group, опросившей топ-менеджеров американских производственных предприятий с оборотом от $1 млрд, число компаний, которые уже переводят производство из Китая обратно в США, за 2014 год выросло на 20%, а число тех, кто рассматривает возвращение производства в США в ближайшем будущем, увеличилось на 24%. Похожие процессы идут и в России, ведь на глобальный тренд накладывается сильная девальвация рубля.
Мы это уже проходили. 1998 год оказался прекрасным для обувной фабрики моего отца «Вестфалика». Девальвация рубля и падение доходов населения привели к скачку спроса на дешёвую отечественную обувь — в начале 2000-х созданное с нуля производство стало одним из крупнейших на обувном рынке России. Но спустя всего несколько лет эффект слабого рубля сошёл на нет, фабрика не выдерживала конкуренции с китайцами, объёмы производства и прибыль резко упали. Я к тому времени создал розничную сеть «Обувь России», которая приносила основные доходы, и подумывал совсем закрыть производство, но решил всё-таки сохранить семейный бизнес. Это было отчасти эмоциональное решение, ведь выпускать обувь в Китае было проще и дешевле.
Сейчас стало понятно, что я был прав. Уже несколько лет мы наращиваем наши мощности в Новосибирске и строим новую производственную площадку в Черкесске. Мы готовы инвестировать миллиарды рублей в новые предприятия. Почему мы развиваем производство в России?
В 2014 году средняя зарплата в китайских городах была $731. За 15 лет она выросла более чем в 15 раз. В России, если доверять тому же исследованию, — $686. Дешевизна рабочей силы в Китае уже превратилась в миф. При этом, правда, не стоит забывать про специфику трудовых отношений в Китае, фактически ненормированный рабочий день и минимум праздников-отпусков. С другой стороны, производство в Китае требует дополнительных затрат на контролёров: если не держать руку на пульсе, качество продукции будет непредсказуемым.
Затраты на персонал — это около 10–15% в себестоимости обуви. В России и до девальвации было выгодно производить обувь в сегментах, где высок уровень автоматизации производства. Например, в прошлом году мы начали производить садовую и пляжную обувь из материала ЭВА — российский аналог знаменитых Crocs. Сырьё поставляет российская компания Compoly, его цена за год не выросла ни на копейку. Российское сырьё, минимум ручного труда — нет никакого смысла везти такую обувь из Китая. Похожая ситуация с мужской повседневной обувью — мех и кожа производятся внутри страны, на 90% производство можно локализовать. Самый проблемный сегмент — женские модные модели. Практически все комплектующие придётся импортировать, и особой выгоды от производства в России не получишь.
Одна из основных причин успеха китайской промышленности — это гигантские кластеры, где сконцентрированы смежные предприятия. Например, в Гуанчжоу расположено около 10 000 обувных фабрик. От совсем маленьких мастерских, которые выпускают, например, стельки, до огромных фабрик полного цикла. Здесь можно найти любые комплектующие, станки, оснастку или заказать производство под ключ. Это позволяет экономить на эффекте масштаба и добиваться удивительных результатов в плане себестоимости.
В Советском Союзе производители комплектующих для обувной промышленности были раскиданы по разным концам нашей огромной страны, а в 1990-е годы многие из них прекратили своё существование или оказались за границей. В результате подошвы, каблуки, стельки приходится или импортировать или производить самим. Это занимает месяцы, а мы теряем в мобильности.
Но сейчас в России начинают формироваться производственные кластеры, похожие на китайские. Например, в Ростовской области десятки обувных компаний объединяются, чтобы экономить на эффекте масштаба. В Новосибирской области действуют 3 крупные фабрики — мы часто кооперируемся, чтобы выполнить заказы для ретейла. Конечно, масштабы кластеров несопоставимы с китайскими, но мы в самом начале пути. Кстати, производство комплектующих — прекрасная ниша для предпринимателей, которые рискнут инвестировать в b2b-бизнес. Здесь не очень высокий порог входа и гарантирован сбыт.
Сейчас в России 80% обувного рынка — это импорт. Цены выросли очень сильно и продолжают расти. И у отечественных производителей появился уникальный шанс перезапустить производство. По крайней мере в среднем ценовом сегменте — между самыми дешёвыми производителями Китая и модными компаниями Европы. Объём этого сегмента — 200–220 млн пар обуви в год. Хватит на несколько крупных игроков.