Николай Степанов. Volkswagen и секрет Полишинеля
Вы, наверное, уже знаете: дизельные двигатели Volkswagen были настроены так, что в момент тестов соответствовали всем самым строгим экологическим стандартам, а на реальной дороге вредные выбросы вырастали в десятки раз. Однако в этом скандале государственным комиссиям и надзорным органам некого винить, кроме самих себя.
Европа является признанным лидером в разработке дизельных двигателей и крупнейшим рынком для автомобилей с этим типом мотора просто потому, что в подавляющем большинстве европейских стран величина налога на автомобиль зависит от показателя выбросов углекислого газа (СО2) — виновника глобального потепления — в атмосферу. Например, в Австрии и Бельгии более 70% легковых автомобилей оснащены дизельными двигателями. А паспортные характеристики по выбросам СО2 и топливной экономичности у дизеля выглядят значительно лучше, чем у бензиновых аналогов, но количество высокотоксичных сажи, оксидов азота и серы уже гораздо выше. Но речь только о паспортных характеристиках.
Дело в том, что методика измерения, которую разрабатывали сами государственные надзорные органы, искажает результаты примерно на 40%. В меньшую сторону, конечно. Этот эффект можно заметить, сравнив паспортный расход топлива, который измеряется по этой же методике, и реальные показатели собственного автомобиля. Когда правила игры заданы с подтасовками, то автопроизводители играют по ним тоже с лукавством. Обычно это происходит более безобидно — например, Aston Martin на бумаге добавляет в модельную гамму микролитражку (Toyota IQ, но со своими эмблемами), чтобы снизить средний уровень выбросов CO2 своими автомобилями. А Volkswagen поступил слишком дерзко и грань перешёл. Одно дело обманывать чиновников, а другое — самих покупателей.
Значит ли это, что экологичных автомобилей не бывает и все попытки последних лет снизить количество вреда, наносимого автотранспортом окружающей среде, — фикция? Если смотреть на ситуацию в целом — то да.
Увеличение мирового парка автотранспорта происходит более высокими темпами, чем снижение вредных выбросов каждым автомобилем, поэтому автомобили с ДВС в общей своёй массе всё равно будут увеличивать общее количество вредных выбросов в атмосферу. А сделать выхлоп любого двигателя, сжигающего топливо, совершенно безвредным невозможно.
Гибридный двигатель тоже во многом является лукавством, поскольку производство самого гибридного привода и аккумуляторных батарей высокой ёмкости, находящихся в основе, — энергозатратное и химически грязное.
Единственный прорыв, которого мы можем ждать, связан с электромобилями. Но произойдёт он только тогда, когда появятся массовые и, значит, доступные модели, а для этого должна быть усовершенствована технология производства аккумуляторов — самой дорогостоящей части электромобиля.
Но к тому времени, когда это случится, успехи властей по сокращению в городах личного транспорта могут привести к тому, что даже экологичный и безопасный электромобиль среди низкопольных автобусов и бесшумных трамваев будущего будет смотреться так же странно, как сейчас всадник верхом на лошади. Из средства передвижения автомобиль превратится в средство производства для служб доставки и аграриев.
Надеюсь только, жить в эту пору прекрасную уж не придётся ни вам и ни мне.