secretmag.ru
Мнения

Сколько нужно давать вторых шансов, прежде чем уволить

— прикидывает Валерия Жук
Иногда я чувствую себя идиотом. Это то ощущение, когда вы вроде бы уверены, что можете всё, но пробуете первый раз (не получается), второй (не получается), третий (снова промах) — и застываете. Хватит ли смелости и терпения попробовать в четвёртый? Должно хватать.

Иногда я чувствую себя идиотом. Это то ощущение, когда вы вроде бы уверены, что можете всё, но пробуете первый раз (не получается), второй (не получается), третий (снова промах) — и застываете. Хватит ли смелости и терпения попробовать в четвёртый? Должно хватать.

У меня и моего партнёра Надежды Табанюк маркетинговое агентство. В 2015 году мы начинали работать вдвоём, а сейчас в штате уже 30 человек. Требования высокие, напряжение — 1000 вольт, но текучка при этом маленькая. Прощаясь с сотрудниками, мы расстаёмся хорошими друзьями и не сжигаем мосты. Мы вообще редко кого-то увольняем. От нас уходят либо по своей инициативе и в никуда, устав от безумного ритма, либо на повышение в другие компании.

Квота на ошибки — это неправильно. Какую квоту на ошибки вы поставили бы себе?

Если мы берём человека в команду, значит, мы увидели в нём качества, которых нам самим не хватает: знания, умения, талант, характер. Значит, на каком-то уровне у нас произошла химия, что-то щёлкнуло, где-то переплелось. Я не нанимаю бесталанных, ленивых или глупых. Все люди в нашей команде идеально подходят друг другу. Но даже лучшие иногда ошибаются.

Кто-то говорит, что глупо давать человеку второй шанс, ещё глупее — третий. Готова с этим поспорить. Квота на ошибки — это неправильно. Какую квоту на ошибки вы поставили бы себе? Сложно, правда? Важны не ошибки или их количество, а то, как человек с ними справляется.

Ошибки сотрудников позволяют следить за их ростом. С каждой новой исправленной ошибкой стресса будет меньше, человек быстрее справляется с последствиями. Вторые шансы — самый верный способ собрать лояльную команду. Конечно, есть и другие, но этот — очень действенный.

Чемпионами сразу не становятся, и хороший тренер своих учеников не бросает. До тех пор пока горят глаза, есть смысл продолжать. Иначе есть шанс, что человек продолжит — но не с вами и вы потеряете весь тот эмоциональный, интеллектуальный и временной капитал, который уже вложили. В бизнесе всегда проще удержать текущего клиента, чем привлечь нового. Так же и в команде. Конечно, это нелегко и мгновенного результата ждать не приходится, но со временем он придёт.

Чемпионами сразу не становятся, и хороший тренер своих учеников не бросает

В каких ситуациях точно стоит дать второй шанс:

— когда человек не просто признаёт ошибку, но сам о ней сообщает, а не сидит и ждёт, пока вы его не позовёте и инициируете разговор;

— если сотрудник приносит искренние извинения и делает правильные выводы;

— когда у человека, несмотря на провалы, продолжают гореть глаза;

— когда ошибки не повторяются. Новые ошибки — признак роста, повторяющиеся — неспособности учиться.

Но всё-таки есть случаи, когда очередной шанс не нужен и, более того, даже вреден. Вам точно лучше расстаться с работником, если вы теряете больше, чем получаете. Обратите внимание на глагол: я говорю не «потеряли», а «теряете».

Легко решиться на увольнение, когда нерадивый или некомпетентный сотрудник регулярно подставляет вас под штрафы клиентов. Скорее всего, дело не в профессиональных качествах, а в безалаберности, невнимательности или просто нежелании напрягаться.

Сложнее определиться, когда всё вроде бы хорошо, работа выполняется вовремя, но вы замечаете, что работа для человека — это всегда «просто работа», не более. В нормальных условиях такие люди могут быть прекрасными исполнителями, но, когда дела пойдут не лучшим образом, они не помогут бороться с трудностями, а будут пытаться их тихо пересидеть. Когда любая просьба в тягость, когда проблемы коллег — это «их проблемы», нужно увольнять.

Фотография на обложке: Wolfgang Rattay / Reuters