Зачем владельцу бизнеса юридическое образование
Для малого бизнеса штатный юрист — непозволительная роскошь. Если он у вас есть, смело увольняйте. Специалисты нужны для оформления самых важных сделок или отладки сложных бизнес-процессов. В типовых операциях способен разобраться каждый.
Когда вы поднимаете бизнес, каждый рубль на счету. Знаете, сколько стоит хороший юрист? С дипломом приличного вуза, МГУ им. М.В. Ломоносова или МГЮА, и опытом работы от трёх до пяти лет (если у кандидата нет опыта, вы получите буквоеда, который только запятые умеет расставлять) — 150 000 рублей на руки. Вместе с налогами за год набежит что-то около двух миллионов. Потратьте их лучше на развитие вашего дела.
До «Мегаплана» я работал в небольшой компании. Мы тратили на юристов кучу денег, пока не поняли, что дешевле и спокойнее вести бизнес, если руководители сами разбираются в юридических нюансах того, чем занимаются. Сейчас штатный юрист мне необходим, но я всё равно лично вникаю во все юридические вопросы. Могу сам составить любой договор и даже в суд, если потребуется, схожу.
Несколько лет назад один клиент «Мегаплана» потребовал вернуть ему деньги за установленный софт. Мол, он не стал его использовать и, значит, платить не за что. В результате долгих переговоров человек согласился подписать мировое соглашение, но предложил сделать это прямо в суде. Наш юрист сразу расслабился, а клиент потом взял и передумал. Без подготовки мы дело, естественно, проиграли.
Этот случай заставил меня задуматься, всё ли я знаю о бизнесе, которым управляю. К апелляции решил готовиться самостоятельно. Вместе с системным администратором подготовил статистику обращений к нашему серверу (программа автоматически запрашивала обновления), собрал документы, которые мы отправляли клиенту (лицензионный договор, акт передачи прав и наше свидетельство о регистрации прав на программный продукт). Суд принял эти доказательства, и мы победили.
Правильно составленный договор — едва ли не самое главное в бизнесе. Если правильно определите предмет и учтёте риски, обезопасите себя от необоснованных претензий со стороны клиентов или контрагентов. Даже если в компании есть юрист, не факт, что он до конца понимает специфику работы вашей компании, поэтому составление договора — это всегда ваша ответственность. Например, у нас был выбор — продавать услуги или передавать право на использование программного продукта. В первом случае деятельность облагается НДС, во втором — нет. Безусловно, второй вариант выгоднее. Мы зарегистрировали наше право на программу — и теперь каждый раз по договору передаём новым клиентам неисключительные права.
Если вы заказчик, обращайте внимание на то, как сформулированы условия. Включайте в договор штрафные санкции за несоблюдение сроков доставки. Если вы поставщик и контракт для вас важен, предусмотрите защитные меры. Например, потребуйте оплату товара через аккредитив — финансирование сделки при поручительстве банка.
Контрагенты не спешат возвращать подписанный экземпляр договора — внесите в него следующий пункт: если вы отправили договор и не получили его назад до определённой даты, он считается подписанным и принятым.
Чтобы избежать бумажной волокиты, используйте договор-оферту. У нас много клиентов, которые регулярно оплачивают лицензии в облачной версии «Мегаплана». Платежи небольшие, но их много. Поэтому с клиентами стараемся работать по оферте. Конечно, полностью отказаться от бумаги пока не получается — с крупными заказчиками и государственными компаниями, которым бумаги нужны для бухгалтерии, работаем по-старому.
Оферта — это вообще очень удобно. Работникам не нужно ничего заполнять, а вам — тратить время и деньги на согласование и пересылку бумажного договора. Всё, что нужно сделать, — разместить на сайте стандартный договор с понятными условиями. Определите, какое действие имеет силу акцепта. Если клиент совершает его, договор считается заключённым.
Любая официальная бумага должна быть написана ясным и понятным языком. Знаете, как я проверяю договоры? Даю почитать его свежему человеку, который ничего не знает о вашем бизнесе. Если ему ясно, о чём договариваются стороны, всё в порядке — такой документ можно подписывать.
До «Мегаплана» я работал в компании, которая оказывала услуги химчистки. Среди заказчиков был печально известный авиаперевозчик «КрасЭйр», который задолжал всем вокруг. Когда мы потребовали возврата долга через суд, выяснилось, что сотрудник, чей автограф стоял на всех документах, не имел права ничего подписывать. Якобы он действовал на свой страх и риск, а раз так, компания ничего никому не должна. Дело мы в итоге выиграли, но пришлось ради этого серьёзно попотеть.
Прежде чем заключить договор, я всегда лично проверяю статус лица, подпись которого будет стоять на документе рядом с моей. Просите показать устав или доверенность, подтверждающую право подписи, проверяйте данные по ЕГРЮЛ. Не пренебрегайте этим.