Сергей Чуранов. Как интернет вещей поднимет российскую промышленность
Интернет вещей (IoT) обычно ассоциируют с умным домом — устройствами, автоматизирующими быт: холодильниками, которые сами составляют список покупок, или стиральными машинами, которые умеют заказывает порошок. Однако большая часть рынка приходится на промышленный сектор. До полной автоматизации, которая предполагает общение машин без участия человека, пока, конечно, далеко, речь о взаимодействии людей и устройств, то есть о мониторинге, контроле, анализе данных. Промышленный интернет вещей проникает и на российские заводы, но на его пути есть несколько серьёзных препятствий.
Что умеет промышленный интернет вещей
Наш продукт — система мониторинга «Диспетчер», которая устанавливается на крупных промышленных предприятиях с целью анализировать эффективность работы. За три года мы установили систему на 40 предприятиях. Принцип её работы простой: на станки ставятся терминалы-регистраторы, которые подключаются к их системе числового программного управления или электроавтоматике. Они собирают информацию о работе и простоях оборудования, после чего отправляют данные на сервер. Сервер автоматически вызывает сервисные службы в случае аварии или необоснованного простоя, сообщает технологам детали производственного процесса, контролирует загрузку станков.
Также система выявляет важные для производства показатели, на основании которых руководители могут принимать решения, повышающие эффективность производственного процесса: купить новое оборудование, сократить персонал, поменять количество смен или отказаться от работы в выходные дни.
Например, коэффициент загрузки оборудования позволяет снизить количество простоев. Если уменьшить их хотя бы на 5%, уже можно сэкономить несколько миллионов рублей.
По коэффициенту эффективного использования электроэнергии можно определить самые энергоёмкие процессы и выявить нарушения в производстве.
Коэффициент технологической эффективности показывает, соответствует ли технологический процесс заданным параметрам. Если нет — значит, оператор не выполняет свою работу либо есть проблема с технологической службой. И это только основные показатели.
Вы знаете, что средняя загрузка оборудования на российских заводах — 30–40%? Где-то рабочие филонят, где-то руководство не знает о реальных возможностях производительности станков, а где-то — и то и другое. Но к модернизации пока готовы не все, и этому есть несколько причин.
Низкий уровень развития технологий
Первое, что влияет на востребованность IoT-решений, — состояние IT-инфраструктуры и уровень развития производства. Если на предприятии нет IT-отдела и там не слышали о локальных сетях, понятно, что об установке информационных систем речь не идёт. Правда, таких предприятий уже почти не осталось.
Имеет значение и возраст оборудования. Чем оно старше, тем сложнее интегрировать с ним современные системы. Модернизация производства — комплексный процесс, который подразумевает совершенствование заводов в целом. А если она никогда не проводилась, то времени и денег придётся потратить гораздо больше и выгода не всегда очевидна.
Даже если завод технологически подкован, без психологической готовности к переменам осуществить модернизацию невозможно. А с этим есть проблемы.
Недостаток информации
Решение о модернизации принимается наверху. Пока интерес к системам мониторинга проявляют преимущественно государственные компании, так как им выделили бюджет на IoT-технологии и они хотят извлечь из этого максимальную пользу. Например, одно из предприятий, с которым мы работаем, отказалось от закупки нового оборудования, так как результаты мониторинга показали, что оптимизация работы уже существующих станков позволит выйти на плановые показатели.
У частных предприятий решение о внедрении новых технологий должно созреть само, без пинка в виде госбюджета. Но не всем понятно, чего ждать от информационных систем и зачем они вообще нужны. Мы предлагаем заводам бесплатные пилотные проекты, чтобы продемонстрировать возможности комплекса: подключаем к системе не весь цех, а только несколько станков. Было несколько случаев, когда после поверхностного изучения пилотного проекта руководители отказывались дальше вкладывать деньги, потому что не видели конечный осязаемый результат. Но на это требуется время.
Правда, здесь мы настроены скорее оптимистично: по нашим прогнозам, максимум через три года предприятия поймут необходимость внедрения IoT-технологий и отрасль выйдет на новый уровень. Ведь первые пилотные проекты стали запускаться в России в 2012–2013 годах. С конца 2015 года управляющие компании проводят анализ полученных данных, то есть только сейчас появляются ответы на вопросы о пользе информационных систем для предприятий.
Слабая управленческая культура
Итак, отсутствие информации — временная проблема. Хуже — отсутствие желания. Мы сталкивались с руководителями, которым невыгодно тратить деньги на оптимизацию производства, потому что их можно положить себе в карман.
Есть проблема и с производственным персоналом. Ведь мониторинг — это контроль работы и машин, и людей. А контроль нравится не всем. Если человек пришёл на завод лет 20–30 назад, он большую часть карьеры выживал как мог. У него есть опыт и возможность работать эффективно, но привычка халтурить и извлекать личную выгоду никуда не делась. По нашим ощущениям, таких людей на предприятиях как минимум половина. Молодые люди, по словам руководителей, обычно справляются лучше: они понимают, что если будет расти производительность, то будет расти и зарплата. Поэтому на одних предприятиях, установивших наши системы, пришлось сократить персонал, на других — обновить.
Мы стараемся объяснять на заводах, что IoT-технологии — это не карательный, а вспомогательный инструмент. Ведь в России сейчас не стоит вопрос о том, чтобы заменить людей машинами. Автоматизация позволяет грамотно распределять силы: например, на ряде предприятий по результатам мониторинга удалось отказаться от третьей смены и работы по выходным.
Вот штатная ситуация: сломался станок. С системой мониторинга оператор не ищет час ремонтника, а станок сам сообщает о поломке одновременно и руководству, и специалисту из ремонтной службы. Последний мотивирован поскорее всё починить, так как его с этого момента тоже контролируют. Процесс идёт в разы быстрее, простой уменьшается, а каждая минута — это деньги.
Так что важная задача сейчас — изменение психологии руководителей и рабочих. Пока люди вставляют палки в колёса машины, на которой они едут, цели они не достигнут.
Фотография на обложке: Amy Johansson / Shutterstock