secretmag.ru
Мнения

Хотите сильную науку и образование, введите иерархию и контроль

Манифест основателя Acronis
Российским университетам нужна функциональная система управления. Исторический подход, который пришёл из Советского Союза, когда на управленческие позиции обязательно должны были выбираться учёные, имеющие степень и академический опыт, работает не оптимально. Бесспорно, человеку на административной должности в вузе важно разбираться в науке. Однако быть академиком или лауреатом Нобелевской премии совсем не обязательно.

Российским университетам нужна функциональная система управления. Исторический подход, который пришёл из Советского Союза, когда на управленческие позиции обязательно должны были выбираться учёные, имеющие степень и академический опыт, работает не оптимально. Бесспорно, человеку на административной должности в вузе важно разбираться в науке. Однако быть академиком или лауреатом Нобелевской премии совсем не обязательно.

Вузы — это очень большие организации со множеством сфер деятельности, и — в нашей стране — ограниченным финансированием. Чтобы успешно руководить ими, важно иметь знания и опыт в управлении и понимание того, решение каких конкретно задач повысит их эффективность.

Пример креативного подхода к управлению — история оклендского бейсбольного клуба, по которой был снят фильм «Человек, который изменил все». После проигрыша «Окленд Атлетикс» бейсбольной команде «Нью-Йорк Янкиз» в плей-офф команда потеряла многих ключевых игроков, которых перекупили более богатые клубы. Менеджер «Атлетикс» Билли Бин был вынужден искать им замену. С бюджетом в несколько раз меньше, чем у фаворитов, надо было собрать к новому сезону конкурентоспособную команду.

Применив математический анализ, оценивающий эффективность действий отдельных игроков, он начал нанимать людей не по комплексу критериев, как это делалось раньше, а по единственно значимому показателю – насколько человек функционален в решении именно той, одной задачи, которая в данный момент актуальна. В результате ему удалось собрать команду, которая в 2002 году выиграла двадцать игр подряд, побив рекорд Американской Лиги. Позже эту схему стали использовать во многих видах спорта.

Действительно, люди, умеющие делать абсолютно всё, — необязательное условие создания результативной команды. Более того, нанимать и удерживать таких людей это ещё и очень дорого. Ресурсы многих российских вузов и Топ-100 университетов несопоставимы — эффективно конкурировать с ними на мировом уровне по этому показателю практически невозможно. Поэтому правильнее собирать команду, ориентируясь на конкретные задачи, на функции, которые в данный момент времени надо выполнять, чтобы усилить показатели рейтинговости вуза.

Рейтинговость — один из важных показателей репутации для университета. Это не абсолютная гарантия качества науки и образования, но это достаточно понятный и эффективный способ их измерения. Рейтинговые вузы более привлекательны для студентов и профессоров мирового уровня. Это привлекает сотрудничество из индустрии и упрощает поиск финансирования. Поэтому подняться в авторитетных рейтингах — это всегда хорошо.

Существуют различные рейтинги, которые складываются из многих параметров. Например, рейтинг QS оценивает вуз — в порядке уменьшения веса показателя — по его репутации в академической среде, цитируемости научных публикаций, соотношению численности студентов и профессорско-преподавательского состава, репутации среди работодателей и интернационализации учёных, профессоров и студентов. Многие из этих параметров не имеют прямого отношения к науке. Поэтому каждый параметр должен поднимать человек, который разбирается в этом аспекте лучше всего.

Научные достижения при выборе кандидата для выполнения этой задачи не должны быть при этом определяющим фактором. Например, активами и деньгами не должен заниматься физик, членкор — это задача для человека с предпринимательской ментальностью и опытом управления финансами. Для работы с выпускниками и для усиления параметра связей университета с работодателями важно иметь в команде того, кто связан со сферой найма и разбирается в потребностях индустрии.

Правильная модель управления для вуза — это решительный, визионарный и позитивный лидер, уважаемый в научных кругах, с командой исполнителей, подобранных по задачам, которые надо решить в данный момент. Эта команда должна принимать основные решения.

Однако вузы это научные организации с высокой степенью креативности. В академической среде сложно мотивировать всех участников спущенным сверху решением руководства, жёстким контролем и другими внешними мотиваторами, обычно работающими в бизнесе. Но именно в такой среде важно и можно создать внутреннюю мотивацию, основанную на трех основных элементах: автономии — желании направлять свою собственную жизнь, мастерстве — желании становиться лучше в том, что имеет значение, и цели — стремлении делать что-то большее. Как создать такую мотивацию?

Согласно теории Дэйва Логана, описанной им в книге Tribal Lidership, люди, собираясь вместе для жизни или работы, всегда объединяются в некие сообщества, кластеры. Их связывают общие взгляды на жизнь и их успешность определяется уровнем их корпоративной/кластерной культуры. В своем развитии эти сообщества проходят пять ступеней. Если представить ключевые идеи каждого этапа, то классификация выглядит так:

  1. На первом уровне развития люди считают, что «всё, по определению, ужасно». Это может быть общее видение всей системы — апатия, уныние, беспомощность и общее нежелание что-то менять. Человек просто не способен увидеть никаких возможностей или перспектив.

  2. Ко второму этапу член команды может конкретизировать проблему считая, — в применении к науке — что может быть и существуют хорошие вузы, но «в вузе, где я работаю, всё не так». Люди жалуются на систему, не предлагая никаких решений. Они способны выполнять то, что от них требуется, но не больше. Все перспективы и возможности игнорируются.

  3. Третий этап развития качественно отличается. Человек пребывает в некой гипертрофированной гармонии с собой: «Я лучший!». Участники коллектива могут быть динамичными и продуктивными, но больше для утверждения собственных позиций. Это ещё плохая команда. Люди слишком эгоцентричны, чтобы быть способными сотрудничать.

  4. Следующий этап приближает членов команды к практически совершенной корпоративной культуре. Участники четвертого уровня уже понимают ценность коллектива, мысля категориями команды: «Мы лучшие!». Люди гордятся своим вузом, коллегами и тем, что они делают. Здесь есть общие ценности и общая цель. Для бизнеса такая корпоративная культура может быть принята как идеальная — самым мощным и эффективным мотиватором в бизнесе чаще всего являются деньги, а для того, чтобы зарабатывать, достаточно быть лучшим.

  5. Однако мы говорим об университетах. Студенты считаются самыми счастливыми людьми в мире. И для создания правильной атмосферы в вузе вполне реально ориентироваться на пятый уровень развития культуры: единственное, что имеет значение — высшая цель. Мантра членов коллектива: «Жизнь прекрасна!». Люди фокусируются на реализации потенциала, это становится главным мотиватором, они стремятся делать историю.

По моему мнению, достижение пятого уровня развития в бизнесе может быть если не сомнительной, то достаточно редкой реальностью. Бесспорно, существуют бизнес-проекты, где люди работают за идею, но это не обычная практика. Менять мир не самоцель в бизнес-кругах. В университете же достижение этого уровня не только возможно, но и необходимо! Именно такая, позитивная философия у сотрудников и студентов ведущих мировых университетов.

Дэвид Дойч сформулировал принцип оптимизма: «Всё зло обусловлено недостатком знаний». Знания — это всегда положительный фактор, наличие верных знаний ведет к решению любых проблем и даёт максимальную степень удовлетворенности. Атмосфера университета, среда, гордость от причастности к одному из лучших вузов и общие цели создают ощущение, что всё возможно. Весь коллектив в идеале должен разделять такую философию. Как создать такую корпоративную культуру?

Сотни лет политически и экономически Россия остается одной из сильнейших стран мира. У нас самая большая территория и огромные достижения в науке, технике, медицине, культуре, литературе и спорте. И таких весомых результатов страна достигла столетиями воспроизводя одну и ту же модель управления, описанную в книге Александра Прохорова «Русская модель управления». Конечно, в разное время мы пытались заимствовать разные управленческие модели или их элементы. Однако у русских своя ментальность. Она подразумевает достаточно большую степень контроля. И это одна из причин, почему многие демократические модели управления плохо приживаются в России, а система Command&Control часто оказывается наиболее эффективной.

Большое преимущество контроля ещё и в том, что он позволяет применять мобилизацию и перераспределение — очень эффективные механизмы в России. Это даёт возможность максимально эффективно использовать ограниченные ресурсы и достигать впечатляющих результатов за короткое время. Без иерархической системы контроля для любого перераспределения ресурсов нужны консенсусные договоренности, а такие решения чаще всего принимаются сложно и долго. Поэтому российская система управления должна быть более централизована. Руководитель видит цель, ставит задачу с предельно ясными параметрами и дает исполнителям свободу выбора способов ее решения, контролируя при этом результат. Именно такой стиль управления максимально продуктивен в нашей стране.

В университетах, с их особой, творческой средой, в управлении можно и нужно допускать несколько большую, чем в других сферах, свободу. Однако степень этой свободы должна быть чётко определена. Даже в демократической Америке она не абсолютна — ректор не выбирается, а назначается попечительским советом. На его работу можно влиять, ему можно выразить недоверие. Это грамотная система управления, она подходит и для российских вузов.

Ректор выбираeтся наблюдательным советом. Набсовет конечно же прислушивается к мнению членов ученых советов и комитетов по различным вопросам. Ректору тоже надо учитывать это мнение, но оно должно быть рекомендательным, а не принудительным. Если ученые недовольны работой ректора, он должен изменить то, что вызвало возражения, переубедить их или может быть даже уйти, как это случилось с ректором Гарварда Лоуренсом Саммерсом. Подчиняясь набсовету, ректор нанимает проректоров и деканов факультетов. Решения об их найме, повышении, или увольнении он принимает сам, опять таки прислушиваясь к рекомендациям учёных советов факультетов и конечно же набсовета — но подчиняются они именно ему.

Следующий шаг — создание стратегии вуза. Стратегия очень значима для университета, потому что она не только мотивирует, но и, в отличие от бизнеса, имеет далекий горизонт планирования. Создав такую стратегию — простой, прозрачный и публичный документ, доступный для обсуждения — ректор убеждает в её продуктивности свою команду из 50-100 человек, сформированную по параметрам, которые нужно улучшить. Дальше эта стратегия либо принимается, объединяя людей одной идеей и создавая консенсус, либо она меняется.

Могут, кстати, также меняться и люди, не вошедшие в консенсус. Это тоже важный момент — система управления совершенствуется и людей, не вписывающихся в эти перемены, нужно менять. Процесс их замены должен быть как-то структурирован. Карл Поппер предлагал судить о системах правления не по тому, как они позволяют угадать с выбором лидера и закрепить хорошие стратегии, а по тому, как они позволяют избавляться от уже правящих плохих лидеров. Это тоже надо учитывать при создании команды.

Сегодня в университетах можно и нужно применять лучшие практики бизнес-управления. Безусловно, вуз это не коммерческий проект, но это макрообъект, состоящий из разных активов: научной репутации, людей, недвижимости, бюджета и так далее. Бизнес-подход ускорит создание правильной структуры управления этими активами. Чёткое руководство усилит полномочия наблюдательных советов и советов попечителей, существующих у нас пока только номинально. Найм людей по определенным функциям, в комплексе с применением отдельных, успешных методов российского управления увеличит эффективность работы команды вуза.

Такая модель руководства позволит быстрее улучшить качество образования и науки, репутацию и, как следствие, поднимет российские вузы в авторитетных рейтингах, позволяя им лучше конкурировать с ведущими мировыми университетами.