Фархад Саиди. Как мы попали под санкции и нашли выход
В конце августа 2014 года США ввели санкции в отношении Азия-банка, посчитав нас причастными к развитию иранской ядерной программы. Справедливость этого решения останется на совести Минфина США, как и его последствия. Азия-банк тогда занимался только международной деятельностью, которая была полностью остановлена с введением санкций. В какой-то момент мы стали свидетелями угасания банка, над развитием которого работали годами.
В такой ситуации у нас было два пути:— закрыть банк или искать выход. Международным бизнесом я занимаюсь уже 46 лет, и вариант сдаваться сразу после удара даже не рассматривал. По моему убеждению, абсолютно любые проблемы, кроме разве что смерти, можно решить!
После тщательного изучения различных сценариев мы пришли к выводу, что исламский банкинг — это разумный спасительный круг для превращения угрозы в возможности, совершенно свободная в России ниша. Это такой вид банковской деятельности, который согласуется с религиозными правилами ислама.
Ислам — вторая по распространённости религия в России после православия, но ни одного исламского банка в стране не было. Почему? Во-первых, есть распространённое мнение о несоответствии исламского банкинга российскому законодательству. Во-вторых, бизнес-сообщество, как и широкая аудитория, зачастую не знает или недопонимает суть исламского банкинга.
Наши специалисты в области права, финансового регулирования и в области исламского банкинга сопоставили все существующие финансовые инструменты исламского банкинга с действующим российским законодательством и пришли к выводу об их полном соответствии. Конечно, были исключения. В исламском банкинге есть много инструментов, в том числе неприменимых в рамках российского законодательства. Есть и такие инструменты, которые не используются в самих мусульманских странах. Мы подбирали наиболее универсальные и востребованные инструменты и учитывали опыт стран с богатым опытом. Например, есть продукт «мудараба», где банк является инвестором, а клиент — экспертом в определённой области. Инвестиции идут только в этот бизнес, а банк имеет возможность контроля, прибыль от реализации этого бизнеса распределяется между партнёрами. Все эксперты признают, что такая схема ни в коем случае не идёт вразрез ни с законодательством, ни с нормативными актами ЦБ РФ.
Когда мы рассказывали о своём проекте, нередко против выступали как последователи ислама, так и нерелигиозные коллеги. Все были против, но каждый по-своему! Например, некоторые мусульмане утверждали, что якобы реализация нами исламского банкинга посягает на их религиозные принципы. Ведь в исламе много различных течений. Но исламский банкинг уходит корнями в авраамические религии и не противоречит их учениям, а с религиозной точки зрения дополняет их. Кроме того, исламское банковское дело определяет вид взаимодействия, при котором нет верховенства денег и капитала над деятельностью — процент запрещён, но капитал при этом защищён.
Люди, далёкие от религии, указывали, например, на то, что исламский банкинг не финансирует бизнес, не соответствующий исламу, — скажем, производство алкогольных напитков. Это нерыночный подход. Но такое ограничение совпадает со стремлением к здоровому образу жизни во всём цивилизованном мире. В исламском банкинге есть определённые экономические правила, но их нельзя рассматривать как распространение шариата над бизнесом! Исламские банки довольно хорошо интегрированы с мировой экономикой. При соблюдении определённых правил любой желающий может воспользоваться продуктами исламского банкинга независимо от конфессии.
Финансирование происходит при соблюдении экономических правил, а не религиозных обрядов. Основные принципы таковы: проект должен быть прибыльным и для исполнителя, и для инвестора, с достоверными расчётами и пользой для общества. С точки зрения эффективности бизнеса исламский банк ничем не проигрывает привычной кредитной организации.
Сейчас мы вступаем в авторитетную организацию по бухгалтерскому учёту и аудиту для исламских финансовых институтов AAOIFI и ведём переговоры о партнёрстве с иностранными исламскими банками для развития такого банкинга в России. Идея оказалась очень востребованной и для клиентов, и для инвесторов. Мы ежедневно получаем обращения со стороны новых потенциальных клиентов. Конечно, не все проходят проверку, но есть и интересные проекты, которые мы готовы взять на исламское финансирование. Большинство обращений приходится на мусульманское население, но есть и запрос со стороны бизнесменов других вероисповеданий, которым интересен принцип исламского финансирования.
Мы убеждены, что со временем все недопонимания будут преодолены. К тому же об исламском банкинге заговорили и в руководстве ЦБ РФ, и в крупнейших банках, что тоже подстёгивает интерес. Ведь потенциал и польза для предприятий реального сектора — огромные!
Фотография на обложке: Charles Pertwee/Bloomberg via Getty Images