Александр Руденко. Кто первым побежит с тонущего корабля
Сейчас всем непросто. Недавно разговаривал с вице-президентом одной из крупнейших в своем сегменте федеральных компаний с 60 филиалами. Они для меня пример командной работы и построения компании с очень крутыми условиями для сотрудников. Люди работают у них по восемь, десять, двенадцать лет. Топ-менеджер сказал примерно следующее: очень хочется забыть, что мне говорят сейчас лояльные люди, проработавшие в компании по десять лет и попавшие сейчас со всеми в общую тяжёлую ситуацию.
Я, как предприниматель, потерявший компанию со штатом более 100 человек, его очень хорошо понимаю. В тяжелые для компании времена люди начинают вести себя так, как вы меньше всего от них ожидали. Наёмные сотрудники рассчитывают на щедрое вознаграждение в хорошие времена, но совершенно не готовы разделять с предпринимателем его проблемы в плохие — это печально, но это факт.
Первыми уходят те, кто признавался в любви больше всех
В любом коллективе есть люди, которые любят публично выражать свою лояльность руководителю и компании. Наверное, любой нормальный руководитель относится к этому настороженно, грубая лесть редко бывает правдой — существует много способов выразить свою любовь и преданность без лишних слов. Вот эти люди и покидают компанию первыми. Вероятно, будучи не в силах пережить крах идеалов. Теперь они будут признаваться в любви кому-то другому.
Сотрудники начинают охранять зону своей ответственности
И делают это со злобой цепного пса. Независимо от ранга и обязанностей. Любая попытка изменений воспринимается как личное оскорбление. Руководитель становится врагом, против которого легко объединяться. Внедрение любых изменений превращается в постоянную борьбу.
Резко снижаются требования к сотрудникам со стороны менеджеров
Это касается в основном кандидатов на работу. В большинстве случаев мы вынуждены «затыкать дыры», и снижение требований, помноженное на определенное неудобство от того, что вы предлагаете не идеальное, а скорее проблемное место работы, сильно отражается на качестве подходящих кандидатур. Требуется большая воля, чтобы сохранить прежние требования при ухудшающейся ситуации. А ведь именно в этот момент, как никогда, компании нужна свежая кровь.
Люди становятся непредсказуемыми
На людей начинает сильное давление оказывать семья. Это нормально и правильно, но плохо для руководителя такого сотрудника. Проблема в том, что достигнутые между руководителем и сотрудником договоренности нарушаются. Сотрудник становится непредсказуем. Утром он что-то пообещал, а вечером поговорил с женой и решил ничего не делать.
Большинство руководителей оказываются не готовы выступать на стороне компании
Они готовы быть с компанией и нести флаг в хорошие времена, но не готовы быть палачами для кого-то из своих отделов или подразделений в тот момент, когда требуются сокращения или кадровые перемещения. Все любят быть добрыми и хорошими, перекладывая ответственность на владельца компании.
Сотрудники становятся категоричными
Даже те, с кем вы всегда находили общий язык и могли прийти к компромиссным решениям. Категоричность во всем — от суждения по отдельным вопросам до решения об увольнении. Мир становится черно–белым, владелец становится злодеем.
Без большинства сотрудников вы можете обойтись
Пока не потеряешь, этого не поймешь. Пока все на местах, 90% кажутся незаменимыми и обязательно нужными. Они каждый день приходят на работу и создают иллюзию бурной деятельности. После увольнений и переживаний понимаешь, что ничего особо страшного не произошло, жизнь продолжается, работа не стоит на месте.
В каждом коллективе, отделе, подразделении появляется паникер
Он есть, даже если вы его не видите. Он может быть тихим или громким, но он ведет свою подрывную деятельность каждый день: в курилке, в соцсетях, за обедом и по пути домой. Научиться выявлять паникеров и изолировать их — одна из основных задач на этапе борьбы с трудностями и сохранения коллектива.
Люди работают за деньги
Да, как бы избито это ни звучало. Даже самые идейные, преданные и уступчивые — все работают за деньги. Если денег не хватает, никакие хитроумные программы лояльности, корпоративные соревнования и праздники не помогут. Иногда это становится очевидно слишком поздно.
Кризис рождает новых лидеров и сильных профессионалов
До этого вы могли их просто не замечать. Или они не могли к вам пробиться. Важно уметь наблюдать и задавать вопросы тем, кому раньше вы их не задавали. Есть те, которые ждали этого шанса давно, и в них будет ваша поддержка, а возможно, и спасение.
Фотография на обложке: Mattias Klum / Getty Images