Как забрать долг без суда
Чем хуже дела в экономике, тем чаще юристам приходится заниматься практиками, которые иногда называют «похоронными»: банкротствами, ликвидацией компаний и взысканием долгов.
Считается, что самый эффективный способ взыскать задолженность — получить исполнительный лист и обратиться к приставам. Это и правда очень мощный аргумент, но для получения исполнительного листа необходимо обратиться в суд, а это время и деньги.
Мы клиентам обычно рекомендуем хотя бы попробовать уладить конфликт во внесудебном порядке. Тем более, с 1 июня 2016 года этого требует российское законодательство: сначала — претензионный порядок, потом — суд.
С чего начать
Прежде всего оцените шансы на успех. Понятно, например, что вряд ли получится без суда решить спор с фирмой-однодневкой, у которой и директор, и учредители номинальные. Если ситуация не выглядит безнадёжной, готовим план действий.
Самые эффективные инструменты — досудебные претензии, переговоры с топ-менеджментом фирмы, её участниками и бенефициарами, а также взаимодействие с лицами, которые входят в орбиту деятельности должника.
Лучше всего перечисленные меры работают в комплексе, дополняя и усиливая друг друга. Последовательность их применения, соотношение и интенсивность должны устанавливаться на основе предварительного анализа неплательщика.
Чтобы собрать информацию по должнику, не нужно обладать какими-то специальными ресурсами. Почти всё можно найти в открытых источниках, в интернете.
На этапе подготовки к взысканию мы ищем и анализируем следующие данные: владельцы компании; суды с участием должника; активы и финансовое положение; кредиторы (в том числе банки) и должники; участие в общественных организациях, отраслевых союзах, принадлежность к холдинговым структурам. И т.д.
Досудебная претензия
Шансы оценили, план составили — переходим к подготовке и направлению досудебной претензии. По форме и содержанию это почти что исковое заявление — должник должен оценить серьёзность ваших намерений.
Ошибкой будет направить должнику просто требование заплатить некоторую сумму. В претензии обязательно должна быть фактура: из чего вытекают и на чём основаны ваши требования, подробный расчёт суммы долга (включая штрафы и убытки).
Чем основательнее претензия, тем больше шансов, что должник адекватно оценит последствия. Также в претензии нужно установить чёткий срок, в который вы рассчитываете получить ответ.
А вот ссылки на правовые нормы в досудебной претензии излишни. Не стоит также в целях устрашения раздувать долг, накачивая его дополнительными требованиями. Это не всегда законно и, как показывает опыт, не особенно эффективно. Рекомендую оперировать реальными цифрами.
Направлять претензию нужно на все известные вам электронные адреса руководителей и собственников компании-должника, а также на её фактический почтовый адрес и адрес, указанный в ЕГРЮЛ.
Не ждите, что сразу после получения досудебной претензии должник бросится возвращать вам долг. Сейчас главное — проинформировать. После этого можно переходить к переговорам с руководителями и собственниками бизнеса.
Недавно мы занимались дебиторской задолженностью одного подмосковного мясокомбината. Общая сумма долгов, накопившихся примерно за полгода, составляла 53 млн рублей. Из 17 контрагентов-неплательщиков (в основном это магазины и оптовые базы московской и ближайших областей) половина сразу отреагировала на претензии.
Три небольших долга на общую сумму 4,5 млн рублей были погашены в течение недели. Двум должникам была согласована дополнительная рассрочка под процент на 18 млн рублей. Ещё один долг в 5,2 млн рублей был погашен зачётом. Переговоры ещё с тремя контрагентами, к сожалению, окончились ничем, и с ними всё-таки пришлось судиться.
Переговоры с первыми лицами
На этом этапе важно деликатно донести до нужных людей простую мысль: беззаботные времена, когда можно было переписать компанию на «номинала» и отправить её в регион, прошли. Сейчас и директор, и собственники компании несут субсидиарную ответственность. Уклониться от неё вряд ли получится. Кроме того, в последнее время суды довольно эффективно применяют статью Уголовного кодекса «Незаконное создание организации».
Зачастую инициатива запустить переговорный процесс исходит от самих владельцев или менеджеров должника. Если после получения досудебной претензии они никак не реагируют, рекомендую направить каждому из них письма с предложением дать оценку происходящему, указав их репутационные и финансовые риски, а также отметив, что вы сами готовы к диалогу.
Воздействие на третьих лиц
Ещё одним инструментом воздействия является направление контрагентам должника (в том числе его кредиторам) информационных писем о ситуации или пресс-релизов, которые могут быть распространены через СМИ или просто в интернете.
Практика показывает, что направление проекта таких писем самому неплательщику даже более эффективно, чем отправка конечным адресатам. Риск получить отказ, например, в пролонгации банковского кредита стимулирует не меньше угрозы судебного разбирательства или уголовного преследования. В числе адресатов писем стоит рассматривать СМИ, отраслевые союзы и разные общественные объединения, в которые входит должник.
Трезвая оценка перспектив, адекватные аппетиты, желание достигнуть консенсуса, дипломатия и правильные юридические документы помогут достичь успеха в переговорном процессе. Однако не давайте втянуть себя в долгие и мучительные переговоры.
Эффективность комплексного применения переговоров с первыми лицами и информационного воздействия на третьих лиц хорошо иллюстрирует следующий пример из нашей практики.
Организация-должник вела посреднический бизнес по продаже ДСП и фурнитуры в Дагестане. При этом у основного учредителя (владел 34% акций) и генерального директора вместе с другим учредителем (33% акций) имелась дублирующая компания, на которую можно было легко перевести деятельность. Долг около 5 млн рублей не был подтверждён решением суда, так как кредитор (производитель фурнитуры из Москвы) не видел перспектив взыскания в ходе исполнительного производства.
Попытки пообщаться с руководством должника поначалу ни к чему не приводили, и переломить ситуацию удалось как раз благодаря обращению к третьему лицу — ещё одному учредителю неплательщика. Он тогда выдвигался в местный совет депутатов, давал интервью региональным СМИ. В обращении мы подчеркнули, что именно в региональную газету, с которой он только что поговорил в качестве кандидата, планируется передать информацию о недобросовестности всех владельцев организации-должника. Сработало. Учредитель убедил партнёров выйти на связь и начать постепенное погашение долга.
Пресс-конференция
Мощным пиар-оружием может стать пресс-конференция, которую кредитор планирует провести по долговой проблеме. Я говорю «планирует», потому что демонстрация такой возможности бывает эффективнее фактического общения с журналистами.
Приведу ещё один пример. Поставщик итальянского производственного оборудования не мог получить более 25 млн рублей с производителя пластиковой тары, за которым через доверенных лиц стоял известный в регионе предприниматель, имеющий большой административный ресурс и огромную задолженность как поручитель (около 1 млрд рублей).
В рамках программы по взысканию долга предпринимателю было отправлено уведомление, в котором анонсировалось возможное проведение в региональном центре пресс-конференции «Почему N ведёт бизнес через подставных лиц?». Оппонентов предупредили, что о мероприятии могут быть уведомлены банки, кредитующие более крупные проекты ушедшего в тень предпринимателя. Кроме того, пришлось отправить письмо в администрацию губернатора о том, что планируемое мероприятие не преследует каких-либо политических целей (как попытался показать оппонент), а обусловлено исключительно недобросовестностью бизнесмена.
В конце концов кредитор и фактический владелец организации-должника нашли компромисс по сумме долга. Деньги оперативно выплатили, пресс-конференцию отменили.
Если ничего из этих мер не сработало, придётся идти в суд. В любом случае вы потратили время не зря. Практика показывает, что активные и гибкие кредиторы всегда получают максимум возможного.
Фотография на обложке: Carlo Allegri / Reuters