Почему буксует импортозамещение в России. Мнение промышленника
Нужно ли вообще России импортозамещение
Не нужно думать, что импортозамещение — это чисто российское явление. Его в том или ином виде практикуют почти все страны, просто эту практику называют по-другому. Например, в Европе есть жёсткая система сертификации, которая ограничивает вход иностранных производителей на рынок — по сути, это тоже аналог импортозамещения.
Регулировать рынок и поддерживать внутреннего производителя необходимо любой экономике, это не позиция слабого игрока в безвыходных условиях.
В России принимают всё больше нормативных актов, чтобы стимулировать госорганы приобретать за бюджетные деньги именно отечественные товары. Некоторые скажут: «Чиновники заставляют покупать плохое, но своё, вместо хорошего иностранного». Возможно, в каких-то отраслях это и так, но точно не в нашей — в электротехнике.
Оппоненты импортозамещения также говорят: усиленный протекционизм приводит к загниванию экономики (например, эту мысль в недавней колонке для Forbes высказал директор Института стратегического анализа ФБК Grant Thornton Игорь Николаев. — Прим. «Секрета».).
Это очень спорный тезис. Чем больше добавленной стоимости формируется внутри страны, тем лучше для её экономики. Например, предприятие, поддерживающее политику импортозамещения, заказывает услуги другим отечественным производствам, покупает отечественные комплектующие и платит специалистам, сопровождающим этот процесс. Таким образом деньги остаются в экосистеме российской экономики.
Действительно, импортозамещение не развивает свободную конкуренцию, но надо же с чего-то начинать. Сильная господдержка хороша на старте, а с развитием отечественной промышленности её регулирование уже может быть не таким жёстким, чтобы не нарушать механизмы свободной конкуренции. Импортозамещение в руках чиновника должно быть инструментом и стимулом для развития производства.
Правильно ли власти проводят эту политику
Идеализировать нашу политику импортозамещения я бы не стал. Проблем хватает.
В этом деле важно найти баланс между мерами господдержки российских производителей и при этом не нарушить свободное рыночное регулирование экономики. В России эту задачу решают два ведомства: Минпромторг и ФАС. Первое разрабатывает нормативные акты для стимулирования производства, второе следит, чтобы в стране не создавались условия для недобросовестной конкуренции.
Согласовать все постановления между собой — большая сложность. На старте документ может очень сильно отличаться от своей финальной версии, принятой после долгих согласований. Это цена компромисса между интересами разных ведомств.
Ещё одна проблема — конкуренция долгосрочных задач с краткосрочными. Скорость, с которой ведомства принимают регулирующие акты, очень низкая — это месяцы и годы, а бизнес живёт совсем другими темпами. У нас инвестиционные циклы ограничены по времени — деньги нужно возвращать в конкретные сроки.
Кроме того, нельзя просто взять и резко запретить всех зарубежных поставщиков — отечественные могут не справиться с большими объёмами, а риски на крупных проектах будут очень большими. Нельзя решить проблему в один момент только нормативными актами.
Помогло ли импортозамещение нашему бизнесу
КЭАЗ начал новый виток своей инвестиционной программы в 2010 году. Тогда ещё про импортозамещение никто не думал, все жили в условиях глобальной экономики. Мы вошли в тот инвестцикл с верой, что такая страна, как Россия, не может остаться без производителя низковольтной аппаратуры.
Но программа импортозамещения, запущенная властями в 2014 году, особо нам не помогла. Единственный реальный эффект, который мы получили, — к нам пришли сильные сотрудники из иностранных компаний. Они поверили в перспективу импортозамещения и сделали ставку на российского производителя. Однако чуть позже они поняли, что в существующем виде государственная программа — это лишь рекламный слоган, а по факту им приходилось работать в условиях идеальной конкуренции, где мы были не самым сильным игроком.
В итоге мы реализовали лишь две трети своей программы. Два года назад остановили свои активности в этой сфере, потому как поняли: импортозамещение не работает, а попасть на рынок с нашим маркетинговым бюджетом практически невозможно. Иностранные конкуренты тратят очень много денег на продвижение. Поэтому, даже если мы произведём дешёвый и качественный продукт, у нас просто не хватит ресурсов переубедить заказчиков поменять производителя.
Верим ли мы в импортозамещение 2.0
В 2020 году в стране запустили импортозамещение 2.0 — подходы к регулированию сильно изменили. Раньше чиновники поддерживали конкретные продукты, а заказчики объединяли все свои запросы в огромные лоты, внутри которых всё равно были закупки импортного оборудования.
Теперь Минпромторг регулирует состав этих услуг и вводит перечень используемого оборудования. Это может дать серьёзный толчок в политике использования российской продукции в госпроектах.
В целом новый подход кажется оправданным. Сейчас главная сложность — определить, какие продукты попадут в программу импортозамещения. Эти вопросы только предстоит решать чиновникам.
Мы надеемся, что ситуация с реальными результатами импортозамещения в России всё же сдвинется с мёртвой точки.
Фото: keaz.ru