secretmag.ru
Мнения

Павел Черкашин. Почему я инвестирую в искусственный интеллект

Кто мечтает об электроовцах
Марк Цукерберг объявил своей личной целью на 2016 год создание простейшего искусственного интеллекта, способного помогать ему по дому и в работе, распознавать его голос, узнавать лица его друзей, контролировать всё в доме – музыку, освещение, температуру и т.д. Уже сейчас бизнес Facebook во многом полагается на технологии машинного обучения и искусственный интеллект — пусть даже это не всегда афишируется. Илон Маск, в свою очередь, вместе с единомышленниками намерен вложить $1 млрд в исследования в области искусственного интеллекта, чтобы уберечь человечество от возможных фатальных ошибок в этой области.

Марк Цукерберг объявил своей личной целью на 2016 год создание простейшего искусственного интеллекта (ИИ), способного помогать ему по дому и в работе, распознавать его голос, узнавать лица его друзей, контролировать всё в доме — музыку, освещение, температуру и т. д. Уже сейчас бизнес Facebook во многом полагается на технологии машинного обучения и искусственный интеллект — пусть даже это не всегда афишируется. Илон Маск, в свою очередь, вместе с единомышленниками намерен вложить $1 млрд в исследования в области ИИ, чтобы уберечь человечество от возможных фатальных ошибок в этой области.

Если не можешь остановить хаос — надо его возглавить. Спорить о том, какие риски несёт человечеству разумный компьютер, бесполезно. Компьютер станет разумным в любом случае. Это значит, что инвесторам пора навострить уши и начать искать конкретные возможности для вложения средств.

Конечно, ожидания от внедрения технологий ИИ пока выше, чем реальные доходы. За последние пять лет в стартапы в этой сфере вложили почти $1 млрд, но львиная доля приходится на ранние стадии, когда технология только разрабатывается и формируется практика применения. Тем не менее есть несколько областей, где зарабатывать с помощью роботов можно прямо сейчас. Наиболее очевидный пример — финансовые технологии. Торговые обороты у роботов уже выше, чем у живых трейдеров, но пока эти технологии действуют по набору заранее запрограммированных правил и не отличаются особым интеллектом. Мошенники используют ИИ для имитации действий живых людей, а компании в области безопасности внедряют аналогичные системы для борьбы с ними. Я уверен, что буквально через несколько лет мир финансовых технологий будет не узнать.

Ещё один большой рынок — рекламные технологии, где требуется мгновенно анализировать большие данные, строить профили пользователей и по ним оптимизировать рекламу. Набирают популярность приложения в страховании и здравоохранении, где необходим анализ больших данных и поиск скрытых закономерностей. Другой пример: Facebook на любительской фотографии из ночного клуба может определить 80% людей в зале, если у них есть профили с фото (компания, правда, отключила эту функцию для широкого использования, чтобы не пугать потребителей). Множество компаний тестируют технологии персональных ассистентов на основе ИИ, которые способны общаться с клиентами на уровне живого оператора. Онлайн-магазины проверяют на покупателях различные модели динамического ценообразования и персонализации на основе самообучающихся алгоритмов.

Чего роботы до сих пор не научились делать самостоятельно — так это зарабатывать себе на хлеб (точнее, на электричество). Самая распространённая бизнес-модель ИИ — простое лицензирование технологии (покупка или аренда в облаке). Это значит, что разработчики технологий продают свои труды за фиксированную плату без возможности получить долю дополнительной добавленной стоимости, которую эти технологии способны создать. Тем не менее это тоже недалёкая перспектива. Уже сейчас появляются хедж-фонды и другие финансовые инструменты, полностью управляемые роботами. Бенефициарами их ещё являются конкретные люди, но в ближайшие несколько лет появятся структуры, аналогичные трастам, которые юридически будут принадлежать роботам. В случае успешной работы искусственный разум станет полноценным участником экономического оборота на Земле. Это может сильно повлиять на наше представление о том, что такое прибыль и её перераспределение — робот не устаёт и не ленится.

Пока этого не произошло, наиболее привлекательными являются те сервисы, где ИИ создаёт симбиоз с человеческим, подсказывая или обращая внимание на скрытые для человека закономерности. Робот может интерпретировать данные эффективнее человека, выдавая рекомендации, но оставляя ответственность за финальное решение на последнем. Такие системы, способные оперировать знаниями, а не данными, сейчас крайне популярны среди инвесторов.

В более отдалённой перспективе «объектом вожделения» инвесторов станут автономные сервисы, полностью управляемые роботами. Легко могу себе представить публичное размещение на NASDAQ в 2027 году компании, где основателем и бенефициаром будет робот, управляющий компанией через доверенный траст (как сейчас это делают олигархи, если не хотят «светить» своё участие напрямую). Размещение будет иметь оглушительный успех у инвесторов, так как из рисков управления уйдёт «человеческий фактор».

При такой перспективе развития, конечно же, могут возникнуть опасения, что ИИ может навредить человечеству. Но на самом деле любая технология может быть опасной для человека — в случае неправильного или злонамеренного использования. Инвестор не может оценивать подобные риски при инвестировании. При этом у мировых IT-компаний уже есть схожий опыт ограничения возможностей технологий. Если вы положите стодолларовую купюру в домашний сканер, попытка сделать копию приведёт к ошибке. Любой бытовой сканер содержит программу распознавания купюр, которая ограничит возможность пользователя нарушить закон по глупости или по незнанию (другое дело, что фальшивомонетчик может найти «заплатку», которая снимет ограничение). То же самое будет происходить в сфере ИИ: производители заложат в свои продукты ограничения, схожие с «тремя законами робототехники» Айзека Азимова. Эти ограничения не позволят человеку использовать технологии для незаконных действий или ущерба другим людям.

Мы инвестируем в подобные технологии уже сейчас и будем инвестировать ещё активнее по мере развития новых идей и технологий. Роботы могут изменить нашу жизнь к лучшему, подарить человеку свободу и возможности для творчества. Эксперименты, которые ведутся сейчас в области «безусловного дохода», призваны подготовить человечество к тому времени, когда для пропитания не потребуется вкалывать на нелюбимой работе. Мы сможем наслаждаться жизнью, приобретать новый опыт, заниматься творчеством. Конкуренция и нагрузка никуда не уйдут, но они будут в сфере творческой самореализации, а не выживания. Вспомните устройство общества Древней Греции, где даже у самой бедной семьи был раб. Свободные граждане занимались творчеством. Именно тогда был расцвет культуры, искусства, науки. Древняя Греция заложила основы современной цивилизации. Основной ценностью в новом обществе станет уровень креативности, а не деньги.

Впрочем, закон единства и борьбы противоположностей никто не отменял. Это значит, что освоение Земли разумными роботами будет сопровождаться долгой и мучительной межвидовой борьбой с доминирующей сейчас формой разума.

Фотография на обложке: David Fernandez / Epa