Параллельный импорт — добро или зло для России? Заочный спор экспертов
«Легализация параллельного импорта делает более выгодными мошеннические схемы»
Легализация параллельного импорта делает более выгодными мошеннические схемы. Сбыть товар, приобретённый с нарушением закона, становится проще. Так, часто под видом «параллельного импорта» продают ворованный в других странах оригинальный товар, переупакованный, собранный из б/у частей.
Понятно, что контрабанда остаётся противозаконной. В отличие от параллельного импорта контрабандисты провозят товары тайно, уклоняясь от налогов и таможенных процедур. Но импортёров станет больше, а количество проверок продавцов не изменится. Это приведёт к тому, что доля контрафактных товаров всё же вырастет.
Что было по контрабанде?
Оборот контрафакта в России, в том числе серых товаров, в 2021 году составил от 4 трлн до 6,5 трлн рублей, свидетельствуют данные BrandMonitor. Торговля контрафактом заняла от 10 до 18% от всей розничной торговли в России. Для некоторых брендов она достигла 80%.
Чаще всего страдали производители портативной электроники, фото-, видеотехники, смартфонов, планшетов, а также новых и дорогих моделей телевизоров. Как правило, на каждое предложение официальной техники приходилось два предложения контрабандных товаров.
Проблема также в том, что раньше все необходимые товары можно было купить у одного официального импортёра и в больших количествах (что важно для российских производителей). Сейчас российские производители будут иметь несколько поставщиков, у каждого из которых будут свои сроки поставки. Это усложнит логистику и увеличит сроки производства товаров в России.
Эффект скажется и на потребительском поведении. Люди, которые уже привыкли покупать легальные товары, вынуждены будут покупать товары сомнительного происхождения и менять свои потребительские привычки. Потребуются годы, чтобы снова сформировать правовую культуру в сфере потребления.
«Параллельный импорт решает исключительно проблемы товарной безопасности»
Параллельный импорт решает исключительно проблемы безопасности и обеспечения населения необходимыми товарами. Но это не означает, что в Россию хлынет серый поток низкокачественных изделий Nyke и Abiboss. Именно поэтому список товаров, на которые не будет распространяться правило о запрете параллельного импорта, сейчас определяет Минпромторг.
Представляется, что продукцию иностранных брендов, которые не приостановили деятельность в России, будут эффективно защищать.
Например, для вещей, маркированных товарными знаками Unilever, продолжит действовать запрет на параллельный импорт. То же самое касается иных «дружественных» производителей, имеющих патенты на изобретения, полезные модели и промышленные образцы.
Легализация параллельного импорта началась ещё в 2018 году с принятия Конституционным судом постановления. По нему власти могли отказать иностранным правообладателям в защите, если они поддерживают режим санкций против нашей страны. Поэтому нынешнее решение правительства логически продолжает этот принцип.
В сущности, запрет на параллельный импорт позволял правообладателям зарабатывать колоссальные доходы за счёт устранения небольших конкурентов-импортёров и снижения себестоимости ввозимой продукции. Можно было не просто поставлять товары низкого качества, но и наказывать тех, кто ввозил более качественные, легально приобретённые у производителя товары. Последнее было возможно, если организация не значилась в таможенных реестрах авторизованных дистрибьюторов правообладателей. Теперь контроль на границе будет снижен: ввезти продукцию будет проще.
Однако нововведения не обошлись без минусов. Банки многих стран, находясь в страхе перед вторичными санкциями (ограничительные меры, налагаемые на тех, кто сотрудничает с подсанкционным государством), боятся принимать платежи от любых лиц, связанных с Россией. Например, произвести оплату за партию товара напрямую в банк Узбекистана из нашей страны нельзя.
Поэтому для проведения платежа нужно открыть счёт в банке «дружественного» государства на имя компании и платить через него. Это повышает логистические издержки и, соответственно, будет влиять на конечную стоимость товара.
«Параллельный импорт оставит нас без гарантийного обслуживания и других услуг»
Само по себе разрешение параллельного импорта — безусловно, сигнал о том, что такой возможностью обхода санкций пользоваться можно, и наказания за это со стороны Российской Федерации не последует. К контрафакту это отношения не имеет, за него как наказывали, так и будут наказывать.
Параллельный импорт, он же импорт через третьего, помимо удорожания товаров за счёт кружного пути, может привести ещё к тому, что вместе с вещью, товаром мы перестанем получать прилагающийся к ней пакет услуг. Гарантийный сервис, например, и подобное.
Весь мир давно пожертвовал ресурсностью товаров ради возможности их ремонтировать или менять, сейчас даже автомобили всё больше напоминают товары краткосрочного потребления. Так что возврата в 90-е с гаражной экономикой и мастерскими самоделкиных, когда на коленке перебирали и чинили всё что угодно, ждать не приходится.
Российская экономика довольно глубоко успела погрузиться в глобальную, и теперь, когда её оттуда выдёргивают, ткань может рваться не по швам. Обрывки будут обнаруживаться в самых неожиданных местах, когда незначительная, на первый взгляд, но дефицитная комплектующая остановит всё производство.
Впрочем, правительство в этом плане действует последовательно. Импорт через третьего означает смещение акцентов на междилерские цепочки, и вот на днях прозвучало предложение обнулить НДС в междилерских сделках. Оно вполне в русле этой концепции обхода санкций.
«Параллельный импорт критически важен для бесперебойной работы ряда отраслей экономики»
В текущей ситуации важно, чтобы была возможность параллельного импорта целого ряда категорий товаров. Расскажем на примере рынка автотехники и запчастей, на котором за последний месяц сложилась критическая ситуация.
Пять зарубежных производителей грузовой техники приостановили деятельность на российском рынке. Volvo и Scania ограничили производство и продажи на территории РФ. Mercedes-Benz и Iveco приостановил продажи своих автомобилей. MAN также приостановил производство.
Более того, Scania, VOLVO и MAN ограничили поставку автозапчастей и комплектующих в Россию. Работу приостановил также ряд сервисных центров. В итоге стоимость грузовых ТС иностранного производства увеличилась в два раза за месяц.
Стоимость запчастей выросла на 15–100%, в зависимости от категории. В ближайшие два месяца может возникнуть дефицит ряда комплектующих, если транспортные компании не переориентируются на альтернативных поставщиков. А они могут появиться благодаря отмене запрета на параллельный импорт.
Что касается ценообразования, прогнозируем повышение конкуренции и вслед за этим появится больше выгодных предложений для клиентов, так как на рынок выйдут десятки новых игроков после отмены запрета на параллельный импорт.
Надолго ли с нами останется параллельный импорт, сказать сложно. Ясно одно: по некоторым категориям товаров возможность параллельного импорта может стать критически важной для бесперебойной работы отрасли.
«Параллельный импорт будут применять осторожно, чтобы не спугнуть оставшиеся в РФ международные компании»
Параллельный импорт позволит обеспечить российский рынок оригинальными запасными частями для автомобилей и техники, автомобилями, электроникой, изделиями лёгкой промышленности известных брендов, бытовой химией и иными товарами народного потребления. Все эти категории товаров могли стать дефицитными из-за массового исхода международных компаний из России.
Как показывает практика, в странах, где разрешён параллельный импорт товаров, цены на определённые позиции у неофициальных поставщиков могут быть ниже из-за отсутствия монополии правообладателя товарного знака.
Поставщики могут закупить товар в странах с более приемлемой ценовой политикой. Кроме того, конкуренция со стороны независимых поставщиков принуждает официальных дилеров и дистрибьюторов повышать качество сопутствующих услуг — например, предоставлять расширенную гарантию.
Правительство РФ будет очень осторожно отбирать номенклатуру, по которой разрешат параллельный импорт. Важно не задеть бизнес оставшихся международных компаний и дать возможность для возврата «сомневающимся». Нововведение позволит поддержать МСП в сфере торговли и услуг и стабилизировать цены на импортные товары.
«Параллельный импорт может быть выгоден тем правообладателям, которые не могут поставлять товары напрямую в РФ из-за санкций»
В какой-то абсолютной форме нельзя сказать — добро это или зло. Очевидно, что отмена запрета на параллельный импорт для отдельных товарных групп — это необходимость. И если раньше запрет можно было объяснить тем, что мы делаем нашу юрисдикцию инвестиционно привлекательной и нацелены на локализацию (полную или частичную) производств, то сейчас этот аргумент кажется уже не таким сильным.
Причина в том, что многие западные компании отказались от инвестиций в Россию. Но поскольку решение правительства не предполагает страновой дифференциации, то, конечно, не стоит ожидать таких инвестиций и от тех стран, которые не участвуют в санкционной политике против России.
Иными словами, просчитать точно экономический эффект от разрешения параллельного импорта без страновой дифференциации мне кажется очень сложно. Кроме того, поправки о разрешении параллельного импорта всё-таки преследуют социально-экономическую цель — насытить рынок товарами, обеспечить удовлетворение потребительского спроса. По каким-то товарным группам — это также и вопрос безопасности.
Параллельный импорт может быть в каком-то смысле и выгоден тем правообладателям, которые не могут поставлять товары напрямую в РФ из-за санкций, но очень бы хотели это делать. Они смогут выстроить такие товарно-логистические цепочки, которые с одной стороны не будут нарушать санкции, а с другой — позволят опосредованно работать на российском рынке.
Здесь, однако, надо понимать, что если сам правообладатель настроен иначе и в силу каких-то собственных соображений не желает поставлять товар в РФ, то в его силах устанавливать различные запреты на поставку товара в Россию через штрафные санкции в договорах с дистрибуторами в других юрисдикциях, а также через настройки зарубежных таможенных реестров на запрет экспорта в РФ.
Тем правообладателям, которые сохраняют своё присутствие в России и тем более имеют локализованное производство, разрешение параллельного импорта скорее навредит.
Нужно также понимать, что, даже если товар в формате параллельного импорта попадет в Россию, его цена может быть достаточно высокой, поскольку доставка товара в контексте санкций может получится очень дорогой.
Впрочем, для потребителей параллельный импорт — это скорее плюс. Из минусов можно отметить только то, что под видом параллельного импорта может чаще продаваться по сути контрафакт.
Коллаж: «Секрет фирмы»,
freepik.com Unsplash, Unsplash License