Ольга Киб. Как опыт работы в Airbnb помогает мне развивать свой ресторанный бизнес
Вы когда-нибудь увольнялись с работы мечты? Я — да. В конце прошлого года компания Airbnb попала в несколько списков лучших работодателей мира, но я всё равно решила из неё уйти. Чтобы заняться собственным бизнесом.
После первого года работы в Airbnb я вместе с мужем Тадеушем Войтовичем открыла доставку еды. Тадеуш к тому времени успел поработать поваром в нескольких московских заведениях, и сделать что-то своё казалось очевидным продолжением. До того как обосноваться в Москве, он два года работал в разных штатах Индии поваром в пекарнях, ресторанах и кафе, поэтому мы выбрали индийскую кухню как основу. В Индии много израильтян, которые удачно адаптируют свои любимые блюда к местным условиям, поэтому мы добавили и их кухню тоже.
В 2015 году, после двух лет работы доставки, мы открыли собственное заведение — ланчерию «Лафлафель» в центре творческих инициатив «Перспектива» на Чистых прудах. Всё это время я параллельно работала в Airbnb, занималась social media, маркетингом и локализацией продукта. В какой-то момент я даже стала временным кантри-менеджером. Решению посвятить себя ланчерии во многом поспособствовало увлечение кофе — я прошла курсы бариста в культовых берлинских кофейнях Barn и Bonanza.
Работа основателей в собственном заведении — это большой толчок для развития места. Вы знаете гостей в лицо, и, когда они видят, что вы получаете огромный кайф от работы, им хочется возвращаться к вам снова и снова. Я рада, что всё так вышло (сейчас мы ищем второе помещение, чтобы сделать большой «Лафлафель»), и не жалею, что ушла с работы мечты. При этом опыт, который я там получила, мне сейчас очень помогает в самых разных аспектах работы.
Теория добрых дел
У нас в ланчерии небольшой штат (помимо нас с Тадеушем три повара и несколько бариста), и мы достаточно щепетильно относимся к своим сотрудникам.
В Airbnb есть практика проводить с соискателями серию интервью, которые не особенно касаются их профессиональных навыков. Больше — личности. В компании это называют core value interview. Самое важное в таком собеседовании — понять, что за человек перед вами, что для него важно, совпадают ли его ценности с вашими и с ценностями компании.
У Airbnb — следующие ценности: be a host (гостеприимство), champion the mission (целеустремлённость), every frame matters (внимание к деталям), be a cereal entrepreneur (креативность), simplify (стремление к простоте), embrace the adventure (гибкость). Для меня самое важное из этого — be a host. Если человек гостеприимный, остальное приложится. Мой любимый вопрос звучит так: «Какое последнее доброе бескорыстное дело вы совершили?» Этот вопрос раскрывает, что человек считает хорошими поступками и при каких условиях он их делает.
Мне нравится, когда люди говорят, что они помогли кому-то с переездом или заступились за кого-то. А вот «Я помог выбрать новые джинсы» или «Помог товарищу склеить девчонку» — это уже не совсем наш вариант.
Максимум для сообщества
Достаточно часто Airbnb проводит мероприятия, во время которых работники компании могут сделать что-то полезное для сообщества того города, где они работают. Например, один раз во время командировки в Ирландию я участвовала в субботнике в общественном огороде при Дублинском университете дизайна. Нас позвали расчистить новую территорию, которую до этого ещё не брали в оборот. Это был угол с кустарниками, больше похожий на свалку. Через пару часов всё было готово, и вся наша команда была очень воодушевлена — приятно делать всем вместе что-то полезное для людей, которых ты даже не знаешь.
В нашей ланчерии мы часто знакомимся с соседями, чтобы понять, чем мы можем быть им полезны — например, мы можем посоветовать их услуги другим, когда это будет необходимо. Работники разных заведений с удовольствием ходят к соседям, потому что своя еда может наскучить. Тратить деньги внутри комьюнити гораздо приятнее. Всё началось с «Кооператива "Чёрный"». Они обедали у нас, а по вечерам мы заходили в «Сосну и липу». Сейчас мы знаем уже достаточно многих.
Мы не хотим снимать с людей три шкуры и выбрали модель развития, которую называют sustainable. Ещё воды, молока в американо, мацы — да, пожалуйста. Мы хотим стать привычным местом в районе, где всегда можно встретить доброжелательных людей.
Каждую пятницу мы печём халу и угощаем всех, кто к нам заходит. Мы не берём денег — это просто наш способ расслабиться и отпраздновать пятницу вместе с соседями.
Думай глобально — действуй локально
В Airbnb очень заморачиваются по поводу локализации и дружбы с местными бизнесами. Я помню, в первые годы был проект, занимавшийся тем, что выбирал заведения, которые обожают местные, и клеил на них наклейки, чтобы все, кто путешествует через Airbnb, понимали, что это местные классные места, которым можно доверять.
У нас в ланчерии за баром все знают английский. Мы рады иностранцам, потому что можем потренировать язык и рассказать им что-то про Москву, поделиться своими любимыми местами. К нам часто заходят гости столицы, которые тут в гастрономическом туре или просто по делам, но всё равно хотят вкусно поесть и узнать, куда ходят местные. Обычно такие гости уходят со списком мест, обязательных для посещения.
Образование и самообразование
Airbnb помогает сотрудникам изучать то, что им хочется. Ты можешь найти менторов внутри команды или где-то вне компании. Можно научиться онлайн-маркетингу, публичным выступлениям или улучшить менеджерские качества. Также есть доступ к платным онлайн-ресурсам. Например, можно пройти языковые курсы Rosetta Stone и обучающие курсы Lynda.
У нас то же самое. На кухне находят время, чтобы изучить новое блюдо (научиться делать аджарские хачапури, эклеры, дундоли). Мы, может быть, и не введём его в основное меню, но новый профессиональный навык — это в любом случае хорошо.
Бариста тоже проводят друг для друга курсы из тех областей, в которых у них больше опыта. Я постоянно привожу зёрна из разных городов мира, и это тоже своего рода тренинг работы с новым зерном. За время работы у нас было кофе от лучших обжарщиков из Сан-Франциско, Нью-Йорка, Берлина, Мюнхена, Гамбурга, Парижа, Барселоны, Дублина, Праги, Вильнюса, Таллина и т. д. Кто-то больше знает про альтернативные методы заваривания, кто-то про каппинги, кто-то — про эспрессо.
Social media и реальное общение
Мы очень серьёзно относимся к развитию групп ланчерии в соцсетях. Как-то инвестор Пол Грэм сказал основателям Airbnb, что лучше найти небольшую группу людей, которые любят тебя, чем большое количество тех, которые как бы любят. Мне кажется, это очень точные слова, и поэтому всех, кто приходит к нам, мы стараемся окружить заботой, рассказать им пару историй про блюда, кухню, кофе и вообще обо всём, что нас сейчас волнует.
Мы трепетно относимся к дружбе в соцсетях, но самое важное — это реальная дружба, которая завязывается у нас в заведении. Наши гости часто дарят нам подарки: сыр, специи, вино, утварь и книги. Просто потому, что рады сделать нам приятное. На Масленицу, например, наш постоянный гость принёс огромную стопку блинов для команды. Я думаю, это верные знаки того, что мы движемся в верном направлении.
Airbnb делает упор на поддержку в social media. Любые вопросы можно задать на официальных страницах и получить там быстрый ответ. В наших соцсетях тоже можно задать любой вопрос про состав блюда или заказать себе халу на домашний праздник. На выходных мы делаем «индийские уик-энды» с какими-нибудь необычными блюдами, и гости, чтобы точно получить, например, безумно популярный у нас палак панир, оставляют бронь на удобное им время.
Фотография на обложке: ланчерия «Лафлафель»