Олег Николаев. Где искать толкового интернет-маркетолога
Рынок интернет-рекламы растёт несмотря на кризис. Digital-агентства соревнуются, расписывая прелести работы в «командах мечты», параллельно ругая на чём свет стоит косных клиентов и их непрофессиональных штатных интернет-маркетологов. Но предположим, вы сами являетесь таким «косным клиентом» и хотите взять правильного интернет-маркетолога в штат. Как быть? Дам несколько простых советов.
Если бизнес не очень большой, вам нужен один человек — мастер на все руки. Человек должен дружить с цифрами и интерфейсами, владеть Excel, Google Analytics и «Яндекс.Метрикой», понимать, какой трафик поставляет ему подрядчик, и какой это даёт эффект, чуять ботов на расстоянии метра от закрытого ноутбука.
Соискатель должен свободно переходить от посещаемости и конверсии к CPA и цене клика, от цены сюжета у видеоблогера — к потенциальному охвату SMM-кампании; переводить просмотры в уникальных пользователей и отличать их от визитов; глубину связывать с CTR, а время, проведённое на сайте, — с Bounce Rate. Умение программировать на любом языке и общий интерес и опыт в математике будут огромным плюсом. Подробности не важны, ваша задача — убедиться в компетентности специалиста.
Если ваш бюджет ограничен, начать поиск стоит со смежных областей, которые сжимаются. Например, вам вполне подойдёт человек с опытом в SEO — представителей этого вида впору заносить в Красную книгу, поэтому многие из них готовы сменить профиль). Можно также посмотреть на специалистов в области медиа-планирования, которые работают с телевидением, радио или прессой - эти каналы стагнируют или даже падают. Работа, которую вы предложите, будет для такого человека новой и непривычной, но базовые принципы — те же. Отсутствие большого опыта работы с инструментами интернет-рекламы толковый менеджер компенсирует энтузиазмом.
Минимальная зарплата — 40 000 рублей на руки. Можно ещё попробовать найти талантливого студента — в этом случае получится обойтись и 25 000 рублей. Обучите такого за месяц-другой — и будете наслаждаться лояльным, растущим на ваших глазах сотрудником. Человек, который уже вписан в рынок, может стоить сотни тысяч рублей — даже если умеет по сути то же самое. Вы и ваш бизнес ему, скорее всего, будете не интересны.
Проверить, действительно ли человек разбирается в работе, на которую претендует, на самом деле не так сложно. Попросите знакомого специалиста, в чьей компетентности вы уверены, составить пару практических заданий, и предложите кандидату решить их на собеседовании.
Если хотите непременно взять человека с опытом, а не «молодого специалиста» (предположим, вы хотите собрать целый отдел), придётся искать его в digital-агентствах. Есть целый ряд независимых (или условно независимых агентств), которые стали главными кузницами кадров для нашего рынка. Топ отраслевых рейтингов из года в год составляют одни и те же — Grape, Red Keds, Mosaic, ilove, Icontext и другие.
Можно также попробовать переманить человека из сетевого агентства. Есть шесть наиболее мощных независимых медийных групп, афиллированных или напрямую принадлежащих иностранным рекламным сетям. Это BBDO, OMD, Aegis-Dentsu, Group M, Vivaki и АДВ. У каждой группы внутри есть несколько агентств с собственными digital-подразделениями. Опыт работы в одной из этих групп — гарантия хорошего базового уровня и наличия минимальных управленческих навыков.
Чтобы претендовать на позицию менеджера среднего звена, специалист должен проработать в хорошей команде хотя бы один год. За это время он успеет разобраться в инструментах, в том, как устроены основные бизнес-процессы. Вам нужно, чтобы человек понимал, что такое деловая переписка, бриф, коммерческое предложение, договор, закрывающие и т.д.
Если у вас крупная компания, кандидат на роль начальника отдела должен быть не только хорошим специалистом и перспективным руководителем, но ещё и политиком. Он должен грамотно выстраивать взаимоотношения с агентствами и подрядчиками, уметь организовывать правильные тендеры, в которых будут участвовать правильные игроки с правильными предложениями.
На стартовые позиции компании, которые я назвал, как правило, берут студентов с минимальной заработной платой. Соответственно, переманивая человека, важно не упустить момент. Сделав приглашение вовремя, вы получите отформатированного менеджера, который всё ещё готов работать за более или менее небольшие деньги. Кандидат, отработавший в успешной компании более года, попросит не менее 70 000 рублей. Несколько лет в профессии — и человек обойдётся вам в разы дороже.