secretmag.ru
Мнения

Михаил Ефимкин. Как мы строим стартап из шести городов в трёх странах

Правила удалёнки
В нашем стартапе меньше десяти человек, но мы никогда не собирались вместе всей командой. Все работают удалённо из шести городов, расположенных в трёх странах. Мы не шли к этому специально, но в процессе поняли, что сформировать распределённую команду проще, чем собрать сильных людей в одном офисе.

В нашем стартапе меньше десяти человек, но мы никогда не собирались вместе всей командой. Все работают удалённо из шести городов, расположенных в трёх странах. Мы не шли к этому специально, но в процессе поняли, что сформировать распределённую команду проще, чем собрать сильных людей в одном офисе.

История Airinme.com началась с того, что наш основатель, владелица московского бутикового рекламного агентства Александра Страхова лет пять назад начала сотрудничать с сервисами поиска авиабилетов. Немного погрузившись в бизнес клиентов, в 2015 году Александра решилась на запуск собственного поисковика с минимальным функционалом и начала искать партнёра с опытом и связями.

Так вышло, что подходящий человек нашёлся только в Лондоне: ментором проекта согласился стать Дмитрий Коновалов, бывший менеджер российского направления Skyscanner, который к тому моменту успел сменить работу. Функционал и дизайн были разработаны в соответствии с его рекомендациями.

Дизайнером проекта стал житель Лиссабона Хелдер Оливьер. Его кандидатуру предложил Дмитрий — у него уже был опыт найма сотрудников в Португалии для английских компаний, которых в последние годы из экономии переводят туда некоторые операционные процессы. Ближе к Москве никого лучше найти не получилось.

Разработчиков Александра нашла сама. За бывших инженеров «Вымпелкома» Романа Отставнова и Дмитрия Баушева из Екатеринбурга поручились партнёры её рекламного агентства. Потом уже выяснилось, что это очень удобно, когда программисты находятся в другом часовом поясе. Они просыпаются на три часа раньше и к моменту, когда их коллеги только включаются в работу, успевают пофиксить вчерашние баги.

Главный редактор (я пришёл в проект на эту работу, а генеральным директором стал позже) появился так же, как программисты: кандидатуру предложили партнёры. Я до сих пор живу в Смоленске, а два других наших автора — соответственно, в Подмосковье и Уфе.

Суммируя опыт первого года жизни стартапа, могу сказать, что пока стартап делает первые шаги, распределённая команда — идеальный вариант. Мы собрали команду с феноменальной скоростью, всего за четыре месяца с момента появления идеи написали код и запустили сервис. Главное преимущество — это, конечно, серьёзная экономия на зарплатах (удалённым сотрудникам можно платить меньше) и офисе. Но есть и менее очевидные вещи.

Спонтанность

Мы не навязываем использование специальных сервисов для удалённой работы. У каждого есть выбор: программисты любят Trello, дизайнер — Asana, маркетологи — Google Drive. Как только появляется новая идея, мы описываем её в обычном письме — и работа сразу начинается. Дедлайн и так всем понятен, детали можно уточнить в переписке или созвонившись в скайпе. В копиях писем, как правило, много адресатов, потому что мы решили делиться опытом, чтобы разработчики хорошо понимали логику маркетологов, а журналисты учились разбирались в коммерции.

Мы понимаем, что с ростом числа задач и привлечением новых специалистов мы рискуем погрузиться в хаос. Со временем подход, безусловно, придётся изменить, но, пока сотрудников мало и стоит цель как можно быстрее сделать работающий продукт, удобнее электронной почты вы вряд ли что-то найдёте. В итоге все наши процессы сводятся к анализу и назначению приоритетов, сразу после этого — финишная прямая. Особой методики в работе у нас нет, каждый сам решает, как достичь результата.

Свобода

Почти для всех работа над Airinme.com вначале была чем-то вроде хобби, и лишь для программистов — единственным местом работы. Например, основатель проекта Александра параллельно руководила рекламным агентством, один из наших журналистов работал в ИД «Коммерсантъ», а я проводил экскурсии в Смоленске. Офисную работу, если относиться к ней серьёзно, тяжело и просто неправильно совмещать с чем-то ещё. Поскольку проект развивался на собственные средства основателя, важно было сделать так, чтобы хотя бы некоторые сотрудники продолжали зарабатывать на стороне.

Мотивация

Проекту почти год, но пока его ещё никто не покинул. Можно объяснить это везением, но, мне кажется, дело здесь в том, что в таком режиме, как у нас, изначально можно было работать, только обладая сильной мотивацией. В офисе можно имитировать бурную деятельность, рассчитывая на зарплату или опцион, но, когда работаешь удалённо и тебя оценивают только по делам, притворяться не получится. Нерадивого члена команды будет видно сразу, и он не сможет компенсировать это личным обаянием. В команде вроде нашей вы или работаете, или уходите. Это дисциплинирует и двигает вперёд.

Фотография на обложке: Achim Sass / Getty Images