Александр Ежков. Как организовать производство гаджета в России
Сердечно-сосудистые заболевания — главная причина смертности в мире. Выявить проблемы с сердцем заблаговременно вообще не очень просто, а люди к тому же часто откладывают до последнего визит к специалистам, которые мажут пациентов специальным гелем, надевают на них датчики и совершают иные малоприятные манипуляции.
Возникновение рынка массовых, достаточно точных, но при этом не очень дорогих мобильных кардиографов — вопрос времени. Современные технологии позволяют производить такие устройства — и мы решили сделать собственное.
Прибор называется CardioQVARK. Это специальный чехол для пятой и шестой моделей iPhone, в который встроены два ёмкостных датчика электрического поля, снимающих кардиограмму (к ним прикладываются пальцы правой и левой руки).
На смартфон устанавливается приложение, с помощью которого пользователь может просматривать данные о работе сердца. Данные сохраняются на облачном сервере. Лечащий врач может получить к ним доступ мгновенно — с помощью приложения для планшета или компьютера.
Два года назад, когда мы начали работать над проектом, в мире ещё не было прибора, сравнимого по точности, полосе рабочих частот и низкому энергопотреблению (собственно, поэтому мы и ввязались в это дело), но зарубежные поставщики программно-аппаратных решений — например, Analog Devices — уже производили наборы необходимых элементов и демокиты.
Нужно было решить, где именно начинать производство — в России, Китае или Юго-Восточной Азии. Выбрали Россию. Забегая вперёд, скажу, что всё в итоге получилось. Нам удалось создать серийное изделие, выпустить тестовую партию, а также подготовить на тех же мощностях выпуск серии из 30 000 устройств. С помощью CardioQVARK было обследовано более 1000 человек, снято и обработано 11 000 кардиограмм, своевременно выявлено 57 критических случаев.
А теперь — мои соображения о том, правильно ли мы поступили, решив собирать прибор в России.
Made in Russia vs Made in China
Запуская hardware-стартап в России, нужно реально смотреть на вещи. Производства, имеющиеся в нашей стране, в большинстве своём отстают от зарубежных. Что бы вы ни делали, придётся столкнуться с рядом проблем. Но есть и плюсы.
Слабая компонентная база
Скорее всего, закупок за рубежом не удастся избежать, что может привести к переплате за доставку в Россию. Однако необходимо понимать, что даже при использовании зарубежной компонентной базы найти мощности, на которых можно было бы произвести конечный продукт от начала и до конца, вряд ли удастся.
Отсутствие производств полного цикла
Это большой недостаток отечественного производства. В нашем случае поставщик элементов, изготовитель плат, производитель корпусов, сборщики, производитель упаковки и полиграфии — разные компании, работу которых необходимо организовывать и контролировать на каждом этапе. Это отнимает много времени и сил, а также значительно усложняет логистику. Сейчас организационные проблемы почти не возникают, но добиться такого уровня слаженности удалось далеко не сразу и это было совсем не просто.
Высокий уровень инженеров
По технологическому уровню и экономической гибкости наши предприятия от зарубежных отстают очень сильно, однако сконструировать и реализовать у нас можно более или менее любое устройство. Наша земля до сих пор богата талантами, и у нас действительно прекрасная конструкторская школа.
Умение находить нестандартные решения
Два года назад мы приходили к специалистам просто с идеями, которые в большинстве своём находились в голове, а не на бумаге. Зарубежные компании вряд ли бы стали тратить на нас своё время, а российские соглашались искать стандартные и нестандартные решения, производить и испытывать компоненты, дорабатывать прототипы, консультировать нас по вопросам из смежных областей и т. д.
Где дешевле
Производство тестовой партии устройств в итоге обошлось нам в $150 000. В Азии было бы дешевле, но разницу бы почти целиком съела логистика.
Поиск подрядчиков
На мой взгляд, в России подрядчиков лучше всего искать, опираясь на отзывы знакомых или коллег. Нам, к сожалению, советоваться было не с кем, поэтому мы просто собирали информацию о потенциальных контрагентах в интернете, анализировали портфолио выполненных работ, изучали опубликованные в Сети отзывы.
Выбор был не то чтобы очень большой. Найти подрядчика, который смог бы взять на себя все этапы производства сложного устройства, как я уже говорил выше, практически невозможно. Но и производителей с узкой специализацией тоже не хватает.
К примеру, оказалось, что в России очень мало производств, которые могли бы создать составной пластиковый корпус кардиографа. Мы потратили на поиски довольно много времени — в итоге пластик отливается в Калининграде. Ближе ничего не было.
Контроль качества: планирование, финансы и ТЗ
С самого начала мы разбивали ход проекта на небольшие логически завершённые этапы. Это было нужно для того, чтобы делегировать решение конкретных задач разным подрядчикам, ускорить сроки работы и облегчить контроль качества.
Кроме того, мы уделяли повышенное внимание составлению договоров о сотрудничестве с каждой конкретной компанией. Мы, к сожалению, не располагаем безграничными ресурсами, поэтому хотели максимально чётко зафиксировать все финансовые вопросы сотрудничества, чтобы обезопасить себя от ситуаций, когда подрядчик внезапно начинает требовать больше денег (каждый предприниматель, занимающийся производством, с таким сталкивался).
Ни в коем случае не нужно скромничать — все вопросы должны проясняться по мере появления. Только так можно избежать проблем. Кроме того, нельзя экономить на помощи профессионалов — для юридического сопровождения проекта мы на всякий случай привлекли профессиональную консалтинговую компанию.
И ещё один (возможно, кстати, самый важный) аспект — составление грамотного технического задания. В таком документе не должно быть расплывчатых формулировок. Максимум конкретики в описаниях помогает избежать халатности или неверных толкований задания, а также значительно облегчит контроль качества.
Безусловно, даже при наличии хорошо продуманных юридически обязывающих документов принцип «хочешь сделать хорошо — делай сам» никто не отменял. Поэтому личное участие и контроль всех процессов производства – обязательное условие. В этом смысле выпуск по крайней мере тестовой партии именно в России — это не такая уж безумная идея.
Фотография на обложке: Ninetyonefoto / Shutterstock