Помогать ли подчинённым с их личными проблемами
Вы верите в то, что помощь может быть бескорыстной? Я — нет. Любое доброе дело — это инвестиция. В репутацию, качество вашего окружения или, например, получение налоговых льгот. Я плачу сотрудникам достойные зарплаты, чтобы они стремились приносить мне ещё больше денег. Помогаю тем, кто оказывается в сложной ситуации, потому что мне нужна их лояльность. И это нормально. Упрекать бизнесмена в корысти — это всё равно что винить акулу за то, что она всегда голодна.
Помогайте тем, кто рядом
Я убеждён, что помогать нужно в первую очередь тем, кто составляет ваш ближний круг. Сотрудник компании помогает мне строить бизнес, поэтому я не пройду мимо его личной или семейной проблемы. Можно ли назвать это благотворительностью? Не думаю. Мной движет стремление привязать к себе человека.
Зачем направлять помощь куда-то далеко, мне непонятно. Хотите спасти мир? Посмотрите, как дела у ваших сотрудников, партнёров или коллег. Они — часть мира, который нуждается в спасении. В непосредственной близости от каждого из нас есть масса проблем, которые требуют внимания и конкретных решений.
Хотите помочь — научите обходиться без помощи
Если это возможно, дайте нуждающемуся не рыбу, а удочку — пускай он сам добудет себе пропитание. Иначе вы окажете человеку медвежью услугу. Он не научится сам себя обеспечивать, зато в его сознании укоренится мысль, что ему в этой жизни кто-то что-то должен.
Я трачу несколько часов каждый день, чтобы разъяснить что-то, помочь с решением проблемы, уберечь от ошибок, рассказать о подводных камнях. Воспринимаю это как свой моральный долг. Когда-то разные люди помогали мне, и я расплачиваюсь с ними, помогая точно так же другим людям.
Такие отношения с подчинёнными формируют правильную корпоративную культуру лучше и быстрее, чем любые тренинги. Если вы как руководитель не даёте сесть себе на шею, но оказываете сотрудникам адекватную поддержку, такая же система отношений воспроизводится во всей компании, на всех уровнях.
Не афишируйте помощь
Не нужно кричать о добрых делах на каждом углу, иначе это будет уже не помощь, а самопиар и давление. К вам обратились, потому что вы — лидер. Ведите себя соответствующе.
Знаю людей, которые делают действительно большие дела — например, дарят компьютерные классы школам. Эти люди входят в близкий круг моего общения. Никто из них свою благотворительную деятельность не афиширует.
Когда я начинал вести бизнес, друзья одалживали мне деньги без всяких расписок, под честное слово. Никто из них этим не кичится. Даже в общих компаниях не говорят: «Вот смотрите, он стал крутым. Это я ему денег дал. Он мне теперь обязан». Я такое их отношение ценю и сам поступаю так же.
Не ждите благодарности
Помогаете, чтобы потом вас, благодетеля, носили на руках? Снимите корону. Вы не благотворитель, а манипулятор.
Не люблю, когда подчинённые начинают заискивать перед руководителем, смотрят ему в рот. Те, кто такое приветствует, роют яму себе и бизнесу. Облагодетельствованный специалист не должен становиться вашим адептом, иначе он потеряет критичность мышления. Помогая сотруднику, вы через решение его проблемы инвестируете в своё дело.
Не вижу смысла стесняться корыстных мотивов. Пусть это звучит не так благородно и выглядит не так масштабно, зато приносит реальную пользу — вам и тому, кому вы помогаете.
Фотография на обложке: Alamy