Учиться никогда не поздно. Как Дмитрий Фалалеев нашёл идею для стартапа в самообразовании
Летом 2017 года я столкнулся с глубоким профессиональным кризисом. Позже я понял, что кризис был не профессиональным, а системным и наступил гораздо раньше — в 2016-м, а может быть, и в 2015-м. У меня был сайт про венчурные инвестиции и стартапы Firrma.ru, я 15 лет занимался медиа и приобрёл ощущение, что топчусь на месте. Я знал, как сделать предприятие больше и лучше, но масштаб меня совсем не вдохновлял. Не было драйва, энергии. К этому прилагались обычные заботы предпринимателя: то кассовый разрыв, то ключевой сотрудник чудит. Раз в полгода я впадал в лёгкую депрессию, из которой привык вытаскивать себя простыми средствами: отпуск, приятный подарок самому себе.
В этот раз я попытался отделаться так же, но не тут-то было. Примерно полгода прошло, пока я понял, что старые методы не работают. Тогда я подумал: наверное, засиделся в своём окопе, не пойти ли поучиться, расширить границы, перезапустить себя.
Мне не хотелось отключаться от жизни на год-два, нужно было, чтобы мне в экспресс-режиме рассказали, что происходит в профессии, какие есть новые тренды, чтобы мне взорвали мозг, вдохновили, в конце концов. Я честно проштудировал весь интернет по теме и не нашёл толком ничего: везде был в лучшем случае мини-МВА, совершенно не вдохновляющий.
Я расстроился, но не сильно — всё-таки предпринимательство учит решать проблемы, вот я и стал их решать. Сделал сам себе три очень простых модуля. Первый — внешние мероприятия: конференции, мастер-классы, встречи с яркими мощными людьми, например с Алексеем Коровиным из Active Learning, с партнёром Deloitte Григорием Павлоцким, который недавно присоединился к одному из лучших российских стартапов RealTimeBoard. Второй — встречи с сильными людьми в моей индустрии, например с СОО Rambler & Co. Рафаэлем Абрамяном. Третий — чтиво: книги, блоги, статьи, каналы. Стал, наконец, читать регулярно The Information, De Correspondent, другие новаторские медиа. Получилось пять очень насыщенных недель.
Мне всё понравилось, но результат был немного неожиданным: я понял, что не хочу больше заниматься тем, чем занимался последние 15 лет, — СМИ и медиа.
После этого последовали полгода поисков себя.
Так получилось, что весной этого года я как раз вышел из проекта Firrma и стал думать, чем бы мне заняться. Не найдя быстрого ответа, я в итоге составил для самого себя ещё один образовательный курс, гораздо более глубокий, и назвал его Management Experimental. Я искал не совсем классических знаний. К тому времени я хорошо понял, что на мою эффективность влияет всё: как я ем, как я сплю, с кем я буду жить, какая у меня будет сексуальная жизнь. Я хотел узнать про всё это, но классическое образование не может ничего объяснить про медитацию и биохакинг, а всякие шаманы и гуру, которые предлагают свои услуги, часто вызывают подозрения.
В этом курсе было много того, что на тот момент меня волновало — например, несколько околоэзотерических дисциплин: я попытался разобраться, что такое медитация, работа с энергиями, то, что называется осознанностью. Ещё были основы квантовой физики. Со всеми этими темами я столкнулся, когда впервые поехал на Burning Man, где познакомился с очень многими яркими необычными людьми. Многих из них я потом затащил спикерами на свой курс: скажем, моего друга Андрея Дороничева из Google и основателя очень крутого стартапа PandaDoc Микиту Микадо.
Вышел довольно фундаментальный курс для одного меня. Знакомые предложили: позови нас и других людей, это интересно. Я подумал: мне не жалко — и написал пост.
На первую встречу пришло 100 человек, на вторую — ещё 100, в течение пары недель число участников в группе выросло до 400. Честно говоря, я совсем не ожидал ажиотажа, но решил: людям должно быть хорошо и классно. Они пришли ко мне вечером после работы — кроме контента нужна удобная площадка, метро рядом, кофе и вкусный круассан. Так мы сделали первый курс U Skillz.
Это был успех: на каждое мероприятие приходили 100–150 человек без всякого маркетинга. Так почему бомбануло? Всё просто — боль оказалась не моей персональной, а системной. Вырос целый класс людей, которые не будут сидеть в пыльной аудитории и слушать умного, но нудного профессора, тратя на это время, которое тратить совершенно не обязательно. Они хотят, чтобы было быстро, полезно, доходчиво, да ещё и классно, комфортно. И правильно! Многим взрослым и состоявшимся людям не нужно ещё одно фундаментальное образование. Кто-то решает свои потребности в знаниях и новых навыках в бизнес-школах. Я хорошо знаком со спецификой такого образования, семь лет изучал её, работая в журнале Harvard Business Review, и понимаю, что МВА нужно далеко не всем. Мир изменился, и людям нужна совершенно другая информация и другой нарратив.
Три тезиса о новом формате образования
Тезис 1. Быстрее
Современный человек — человек развивающийся. Он готов тратить много сил, ресурсов, денег, чтобы получить новые знания и навыки. А вот времени — меньше, потому что время — невосполняемый ресурс.
Можно и нужно дать человеку возможность совмещать обучение с его жизнью, не делать этот процесс конкурентом всему остальному, чтобы человек не воровал время у семьи, друзей и работы. Пусть он получает знания максимально удобно и быстро — потратив 40 минут на лекции и ещё 20, просматривая в смартфоне видео по дороге домой, а затем слушая подкаст в самолёте по дороге в короткий отпуск. Не надо красть у человека год жизни, подумайте, как сделать ему удобно.
Тезис 2. Шире
Институты и школы МВА довольно давно заигрывают с темой, которую принято называть soft skills. Это, конечно, связано с запросом аудитории. Но дальше эмоционального интеллекта они до сих пор не осмелились зайти. Тем временем уже ясно, что эффективность состоит не из тайм-менеджмента и тимбилдингов. Эффективность — это внутренняя гармония (а сам для себя я называю это счастьем). Но как достичь гармонии, нас не учат ни в школе, ни в институте, ни на программах МВА. Зато мы наблюдаем бум интереса к медитации в стартап-среде. Люди новой формации решают свои проблемы так, как хотят и могут. Они хотят знать, как правильно есть, чтобы стать эффективнее, надо ли им отдыхать, какие препараты можно принять, чтобы подготовиться к важному совету директоров, — таких вопросов миллион. Знаете, какое мероприятие собрало полный аншлаг? Сессия про биохакинг.
Тезис 3. Интереснее
Что мы представляем, когда говорим «образование»? Я — что-то очень нужное и важное, но сложное и неподъёмное: обшарпанные аудитории, библиотеки, того самого нудного профессора. Я считаю, что учиться должно быть классно. И всё, что можно упрощать, — надо упрощать, начиная с языка и заканчивая форматами. Люди должны идти учиться не только потому, что это «нужно», но и потому что это интересно, увлекательно, сексуально, если хотите.
Пусть будут красивые аудитории, хорошее оборудование, вкусный круассан (или фрукт — мы выясняли у своей аудитории, надо ли убирать круассаны, ведь мы за правильное питание, потому что оно влияет на эффективность). Человек не должен приходить в «храм знаний», чтобы страдать, он не должен думать, что у него урчит желудок, сидеть на неудобном стуле в духоте. Только так он сможет сконцентрироваться на главном и его user experience будет правильным.
В общем, в середине летнего курса я понял, что попал в болевую точку и нужно продолжать. Так родился мой новый стартап, который я впопыхах назвал U Skillz. Мы запустили осенью второй курс (продолжение первого) и предпринимательский курс «молодого бойца». Формат очень простой: мы в экспресс-режиме погружаем человека в тот или иной навык (чаще всего или экспериментальный, как медитация, или классический, но без матчасти, как менторство). Слушатель за три-четыре часа получает понимание темы и «дорожную карту» от практиков.
Мы хотим наладить процесс получения быстрого знания — скиллинг, сделать его удобным, практичным и классным. Мои теги, на которые я ориентируюсь всегда: саморазвитие, эффективность, будущее. Что ещё важно лично для меня — постоянно думать про будущее, думать о том, как всё будет завтра. В этом смысле даже Илон Маск для моей аудитории — это сегодня, причём уже уходящее. Мы стараемся собрать на сцене и в зале новые лица, людей, которые живут в «большом мире», глобальная тональность — это крайне важно. Мы не делаем «российское образование», «российский проект» — мир огромен, мы хотим быть его частью. Поэтому люди, которые у нас скиллят, — люди мира, неважно, какой они национальности. И по той же причине совсем скоро мы пойдём в другие города и другие страны. Я очень верю в эту идею, и мне не страшно озвучивать глобальные планы. Облажаться я тоже не боюсь — в конце концов, это стартап.
Что лично меня драйвит во всём этом? Не желание сделать огромную компанию, нет. Ощущение, что я, возможно, хоть на 2 миллиметра, но подвину вперёд то, что называется «процесс обучения». И мы вместе сделаем его чуть более современным.
Фотография на обложке: Miguel Navarro / Getty Images