secretmag.ru
Мнения

Как спустить все деньги на духи, а потом превратить хобби в бизнес

— история Марьяны Рыжаускас
Мне было лет семь или восемь, когда я стащила мамин флакончик Rochas Lumiere. Полфлакона ушло на меня, оставшейся половиной я надушила своих кукол так, что у них волосы стали мокрыми от духов. Мне казалось, что я попала в сказку. До сих пор помню, как мама на меня тогда посмотрела. Но ничего не сказала.

Автор блога «Парфюмистика» Марьяна Рыжаускас рассказала «Секрету» о том, как собрала коллекцию из нескольких сотен ароматов. Долгое время её грызло чувство вины — всё-таки можно было купить вместо духов что-то полезное, — пока хобби не начало превращаться в бизнес. Теперь увлечение приносит ей доход в размере 250 000 рублей в месяц.

Мне было лет семь или восемь, когда я стащила мамин флакончик Rochas Lumiere. Полфлакона ушло на меня, оставшейся половиной я надушила своих кукол так, что у них волосы стали мокрыми. Мне казалось, что я попала в сказку. До сих пор помню, как мама на меня тогда посмотрела. Но ничего не сказала.

Я продолжила таскать: Paloma Picasso, Jean Desprez Bal, Versailles, Guy Laroche J'ai Osé, Ellipse Jacques Fath — до сих пор помню все мамины ароматы. Через год, когда мне исполнилось девять, подружка по даче специально стащила для меня у своей бабушки семпл духов Jurmala 3 Dzintars. С тех пор мне дарили сотни самых разных духов, но именно этот аромат стал для меня точкой невозврата. Я поняла, что больше всего на свете люблю именно духи.

Как развивалась зависимость

В подростковом возрасте все карманные деньги я тратила не на кино и мороженое, а на походы на ближайший развал, где на лотках, зимой и летом под открытым небом лежали дешёвые духи — в основном это были польские, китайские и турецкие подделки. В 16 лет, когда я поняла, что хочу поступать на журфак МГУ, то стала подрабатывать в одном молодёжном издании (для поступления требовались публикации), у меня появились свои деньги, которых уже стало хватать на настоящую парфюмерию. Раз в месяц я обязательно покупала себе хотя бы один новый аромат. У меня буквально тряслись руки, когда я брала в руки очередной флакончик. Коллекция начала расти.

Вскоре открылся ныне уже несуществующий магазин «Арбат-Престиж», где я почти сразу получила золотую карту, потому что спускала там все свои деньги. Почти каждый день я специально ездила на окраину города (первый магазин открылся на улице Наташи Ковшовой в Очакове) — от Киевского вокзала несколько остановок на электричке, потом пешком. Отлично помню, как после какой-то крупной покупки мне подарили огромный флакон аромата Cafe-Cafe Cafe Parfums. На днях я купила винтажный экземпляр этого аромата — не нарадуюсь.

Через какое-то время начались проблемы. Мама решила, что у меня зависимость, и выкинула часть моей коллекции. Я рыдала и ценой невероятных усилий восстановила потери за пару недель. Когда мне было лет 25, в моей коллекции было уже более 300 ароматов. Из каждого путешествия я обязательно привозила флакон, а мужчины дарили духи, сверяясь с заранее приготовленным списком.

В это время в интернете стали появляться парфюмерные сообщества, в которых люди обменивались ароматами, а также разливали флаконы по семплам — атомайзерам — и продавали на пробу. Мне трудно продавать духи, ненужные я всегда раздариваю, поэтому у моих родственников, друзей, помощницы по хозяйству и даже воспитательницы в саду у ребёнка есть запас духов. Недавно я вынесла коробку с атомайзерами к подъезду, она исчезла почти сразу, и теперь у нас всегда хорошо пахнет в лифте.

Как появился блог

В 30 лет, когда я уже покупала по два-три флакона в неделю, я вдруг поняла, что с этим надо что-то делать. Денег категорически не хватало несмотря на то, что я работала на телевидении.

В то время я вела в ЖЖ блог, в котором в том числе писала отзывы на ароматы. Однажды мой тогдашний муж сказал: давай перенесём твои парфюмерные посты на отдельную площадку. С этого начался мой парфюмерный блог «Парфюмистика». Название означает «парфюмерная журналистика».

Буквально через месяц после того, как я сделала отдельный блог, мне прислали первый аромат для обзора. Это был недорогой мужской аромат. И понеслось. Теперь самые частые гости моего дома — курьеры с флаконами от разных компаний.

Сначала я писала обо всех ароматах подряд, теперь заранее прошу прислать мне интересующие меня образцы. Я никогда не пишу об ароматах плохо только из-за того, что на мой субъективный вкус аромат мне не понравился. Создание ароматов — любых, пусть это даже не духи, а отдушка для стирального порошка, — требует огромных знаний, сил и вложений, и я с большим уважением отношусь к тем, кто работает в этой отрасли. Именно поэтому в моей коллекции есть ароматы не только категории люкс, но и масс-маркет.

Доходы

Лет пять назад ко мне обратился пиарщик одной марки и спросил, сколько будет стоить разместить на моём сайте обзор. Я назвала сумму, его это устроило. Так началась монетизация моего блога. Половина публикаций сегодня — коммерческие. Я всегда пишу искренне и никогда не буду хвалить аромат, который мне не нравится. В такой ситуации я просто прошу прислать мне другой аромат марки либо возвращаю деньги. Хотя часто марки согласны на любое, пусть и негативное упоминание их бренда.

Кроме того, что я коллекционирую духи и люблю о них писать, я обожаю подбирать ароматы своим друзьям. Однажды мне позвонила незнакомая девушка и сказала, что тоже хочет, чтобы я помогла составить ей парфюмерный гардероб. Я сказала, сколько это будет стоить, она согласилась. Мы встретились, понюхали какое-то невероятно количество духов и парфюмерных компонентов, подобрали ей двадцать ароматов на все случаи жизни. Она осталась так довольна, что стала рекомендовать меня своим друзьям и коллегам. Такая консультация стоит около 25 000.

Однажды ко мне обратился крупный банк, попросил организовать тим-билдинг, на котором сотрудники смогли бы смешать свой аромат, придумать дизайн флакона и рекламную кампанию. Это оказалось весело и прибыльно — трёхчасовой мастер-класс для большой аудитории стоит от 100 000 рублей.

Кстати, как-то раз одна моя команда сделала духи, практически полностью повторяющие аромат Charogne Etat Libre d`Orange, культовый аромат нишевой французской марки. Я до сих пор не понимаю, как им это удалось, — это довольно редкий аромат.

На тренингах я часто рассказываю о бизнес-ароматизации и даю попробовать разные запахи. Больше всего обычно поражает ароматизатор для гостиниц «Чистый отель», он пахнет только что проведённой уборкой и свежим бельём. То есть на самом деле уборщица смела паутину по углам, а клиенту кажется, что генеральная уборка была только что.

На консультациях я даю пробовать не только духи, но и компоненты, из которых они создаются. Есть такое вещество цибетин. Пахнет как все подъезды в плохих районах, помноженные на кошачий лоток. В чистом виде — это настоящее рвотное средство. Но в микроскопических дозах это вещество придаёт композиции объём, лёгкую телесность. Так вот, самый частый вопрос про цибетин — где купить, сколько стоит и можно ли будет продать машину, если кто-то человеку шприцом под резинку стекла внутрь загнал пару миллилитров этого вещества. Вот такие мстительные у меня бывают клиентки!

Как меня покинуло чувство вины

То, что я смогла превратить хобби в профессию, — огромное счастье. До сих пор каждый день я пишу один обзор — либо для своего блога, либо для изданий, с которыми сотрудничаю как парфюмерный эксперт и журналистка.

Каждое утро я встаю, делаю кальян и чай с молоком и сажусь за ноутбук. Передо мной на столе стоят десятки новых ароматов. Иногда я хожу на интервью с парфюмерами, презентации и пресс-конференции или езжу на парфюмерные выставки, которые каждую осень и весну проходят в Италии.

В моей коллекции больше 1000 ароматов. Около 500 (те, которыми я постоянно пользуюсь) стоят у меня дома, остальные — в другой квартире у родственников. Иногда я приезжаю к своим «отказникам», протираю с них пыль, нюхаю, и понимаю, что расстаться не могу — с каждым связана своя история.

Раньше у меня было огромное чувство вины из-за моего хобби. Мне казалось, что я трачу все деньги на то, что считается неважным и ненужным. Семья говорила: давно бы купила себе машину, если бы не тратила на ерунду. Но после психотерапевта и встречи с четвёртым мужем это тягостное чувство пропало. Теперь моя страсть приносит мне около 250 000 рублей в месяц.

Обложка: Sebastien Nogier / EPA