Ильдар Шайхутдинов. Сколько стоит ваша интеллектуальная собственность
Представьте ситуацию. Для работы над новой технологией компания создала специальную группу. Когда разработка успешно завершилась, один из участников уволился и ушёл к конкуренту — со знанием того, как реализовать придуманное решение в этой организации. Первая компания лишилась интеллектуального капитала (в который она к тому же вложила деньги), вторая — получила его бесплатно. Так произошло потому, что владельцы первой фирмы не интересовались вопросами интеллектуальной собственности. Это типичная для России история: не все осознают, что ценными активами являются не только оборудование и товары, но и технологические решения, документация и даже клиентская база. Более того, если станок ежегодно теряет в цене за счёт износа, то интеллектуальная собственность имеет свойство накапливать стоимость.
Зачем оценивать объекты интеллектуальной собственности
Среди наших клиентов есть два партнёра, которые владеют предприятием по изготовлению лекарственных препаратов. Одному принадлежит торговый дом, второму — производство. После 15 лет совместной работы возник личный конфликт, и владелец торгового дома позвал к себе сотрудников производства, предложив им основать новое предприятие с лучшими условиями. Владелец завода, в свою очередь, переманил директора по продажам — вместе с клиентской базой. Получилось, что у одного есть сотрудники, знающие, как запустить производство, но нет возможности продавать продукцию. А у второго есть база клиентов, но нет производства. Оба в проигрыше. Теперь объясню, как они должны были наладить управление интеллектуальной собственностью и избежать проблем.
Чтобы завод работал эффективно, нужно знать, какое сырьё использовать, какое оборудование купить, как произвести продукцию, как её хранить и множество других деталей. Описание всех этих процессов, рецептов, технологических режимов можно объединить в один объект интеллектуальной собственности (ОИС). Если бы технология производства определённого продукта в качестве ноу-хау стала имуществом завода, его руководство могло бы подписать с сотрудниками соглашение о неразглашении коммерческой тайны (то есть информации о данном ноу-хау). В случае разглашения сотрудник понёс бы санкции в размере ущерба организации — его бы определили на основе стоимости объекта интеллектуальной собственности. Торговая компания точно так же могла бы превратить в нематериальный актив свою клиентскую базу.
Вовремя защитив объекты интеллектуальной собственности, владельцы компаний остались бы при своём. У нас ни авторы, ни компании своих прав не знают, поэтому часто доходит до судебных разбирательств. Рецепт прост: чтобы защитить результаты интеллектуальной деятельности, нужно превратить их в имущество. То есть они должны стать нематериальными активами с инвентарными номерами, за их сохранность должны отвечать конкретные лица, и они должны иметь определённую стоимость.
Как рассчитать стоимость нематериальных активов
До 2015 года в России не было стандарта оценки интеллектуальной собственности — разные специалисты действовали по своим методам. Полтора года назад вступил в силу федеральный стандарт оценки нематериальных активов интеллектуальной собственности (ФСО-11) — и профессиональные оценщики получили инструментарий для работы. Сейчас официально этим могут заниматься только лицензированные специалисты, но компания может прикинуть стоимость своей интеллектуальной собственности самостоятельно.
Оценка нематериальных активов производится по трём основным подходам — каждый соответствует определённой цели использования ОИС.
- Затратный метод применяется при постановке нематериального актива на баланс компании (благодаря этому он становится имуществом). За основу берутся затраты компании на разработку технологических решений, процессов, методов. Например, на фабрике по производству конфет провели научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, разработали уникальную рецептуру и технологическую цепочку производства нового мармелада со вкусом корицы. В итоге получили определённый результат интеллектуальной деятельности (РИД), который по закону можно оценивать только с помощью затратного подхода. Этот результат и ставится на баланс после его оценки.
Основная ошибка при данном подходе — это неучтённые затраты при создании ОИС. Например, компания потратила на разработку новой технологии 10 млн рублей, а на балансе отразила только 7000 рублей, которые заплатила в качестве госпошлины за патент. Собственники просто не знали, что разработку тоже можно включить в стоимость. В итоге компания занизила стоимость своих активов и потенциально уменьшила прибыль. Так российские компании проигрывают западным по уровню капитализации.
-
Доходный метод используют, когда нужно оценить ОИС в коммерческих целях. Скажем, уникальный мармелад заинтересовал иностранную компанию, которая хочет купить технологию для выпуска этого продукта. Чтобы определить стоимость лицензии на выпуск мармелада на определённой территории, оценщик руководствуется размером дохода, который компания получает от использования данных результатов интеллектуальной деятельности. То есть своих продаж.
-
При сравнительном методе оцениваемые объекты сравниваются с аналогами на рынке. Но этот подход не стоит использовать как основной, поскольку каждый из объектов интеллектуальной собственности уникален. Его используют редко.
Управление результатами интеллектуальной деятельности
Практика зарубежных стран подтверждает, что охрана объектов интеллектуальной собственности — это залог успешного развития бизнеса. К оценке их стоимости прибегают для анализа дохода правообладателя, получения кредита и передачи прав, также ОИС может быть рассмотрен как объект инвестиций.
Сейчас интерес к оценке прав на объекты интеллектуальной собственности в России усилился. По данным Роспатента, в 2015 году было подано более 45 000 заявок на изобретения — на 5000 больше, чем в 2014 году. Но доля нематериальных активов невелика — ещё два года назад она не превышала 0,5% внеоборотных активов. При этом в странах с развитой экономикой этот показатель достигает 30%, а у лидирующих компаний — 90%. Из-за этого капитализация российских предприятий всё ещё сильно занижена. А без высокой капитализации повысить привлекательность компании для инвесторов или снизить ставку по кредитам невозможно.
Получается, когда компания вкладывает деньги в развитие новой технологии, у неё есть выбор: она может увеличить стоимость активов, а может увеличить убыток, списав все затраты на себестоимость. И во втором случае у неё вряд ли что-то получится, тем более за рубежом.
Фотография на обложке: Adrian Samson / Getty Images