secretmag.ru
Мнения

«Если у тебя тёмная кожа, просмотров будет меньше». Как дискриминируют ютуберов

Директор по развитию бизнеса YouTube Роберт Кинцл — о проблеме, у которой пока нет решения

Темнокожие звёзды американского YouTube почти никогда не ставят себя на обложку. Опытным путём установлено, что так у видео будет больше просмотров. Расовые предрассудки всё ещё сильны. Причём им подвержены не только люди, но и алгоритмы, которые стараются им угодить. Этой неудобной теме посвящена одна из глав книги «Стримпанки: YouTube и бунтари, изменившие медиаиндустрию», которую написал директор по развитию бизнеса YouTube Роберт Кинцл (в феврале она выходит в издательстве «КоЛибри»). Публикуем с небольшими сокращениями.

Говорить или шутить о проблемах, которые обычно не затрагиваются на телевидении, — проверенный способ завоёвывания аудитории на YouTube. А если автор отличается от других только тем, как выглядит, прибавит ли это популярности? <…> Американцы азиатского происхождения — самая быстрорастущая демографическая группа в США, но представители этой группы редко появляются на киноэкране и телевидении. [В то же время] на YouTube авторы азиатского происхождения одними из первых обрели звёздный статус, и они по-прежнему составляют большую часть наших лучших авторов.

Мишель Фан была на YouTube в числе первых гуру красоты и среди наших авторов, с которыми я познакомился сразу же после прихода в YouTube. Когда она ещё училась в старших классах, её не взяли на работу в отдел косметики Lancôme в местном торговом центре. Это её, конечно, расстроило, но не остановило: чтобы выразить свою любовь к макияжу, она создала собственный канал о красоте. Она не стала подбирать косметику для покупателей местного торгового центра, но с её помощью миллионы зрителей YouTube узнали, как проявить свою красоту.

Благодаря популярности своего канала Мишель Фан добилась успеха за довольно короткий срок, став первым официальным видеовизажистом Lancôme. Вскоре она создала сначала свою продюсерскую компанию, чтобы содействовать развитию других бьюти-влогеров, а уже в 2012 году основала Ipsy, компанию по распространению косметики по подписке; по оценкам, стоимость этой компании сейчас превышает $500 млн.

<…>

Среди звёзд-ютуберов, создающих топовые каналы, очень высока доля женщин, азиатов и латиноамериканцев — намного выше, чем в среде создателей самых популярных ТВ-шоу и фильмов. Однако ситуация с чернокожими авторами прямо противоположна: показатели YouTube не лучше, чем у Голливуда. На момент написания этой книги только один из сотни самых популярных каналов YouTube (если не считать музыкантов) создан автором африканского происхождения: британским геймером и комиком KSI.

<…>

Я спросил Аданда Торна, самого знаменитого чернокожего ютубера в США, у которого без малого 5 млн подписчиков, почему на платформе нет других популярных чернокожих авторов. Он ответил, что проблема отчасти связана с нехваткой средств. По его словам, чтобы создать успешный канал YouTube, у человека должна быть хорошая камера, оборудование для редактирования, мощный компьютер. «У многих моих чернокожих друзей ничего этого нет. У них нет средств, нет времени, и им это неинтересно. Но я заметил, что многие мои чернокожие друзья стали звёздами в Vine, в Instagram и в сетях для коротких роликов, для которых нужен только телефон».

Аданд Торн

© Duncan Rowlson / Flickr

Аданд продолжал обрисовывать проблему, которая оказалась гораздо глубже: «Я заметил: когда на заставке моё лицо, на неё всегда реагируют хуже, чем на рисованное анимированное изображение. Даже если мой мультипликационный образ чернокожий, по такой заставке кликают чаще, чем по аналогичной с моим реальным портретом. Я думаю, что, когда люди решают посмотреть то или иное видео, они глядят на заставку и у них возникают предвзятые ожидания. "Наверняка этот парень будет много ругаться. Он будет налево и направо сыпать словом «нигер». Он будет делать то да это…"» Иными словами, зрители менее склонны смотреть видео, снятое чернокожим автором, но к чернокожему мультипликационному персонажу почему-то относятся куда лояльнее.

По неофициальным данным, авторы из числа женщин неевропеоидной расы сталкиваются с ещё более выраженной дискриминацией. «Если у тебя тёмная кожа и мелкие кудри, это значит, что подписчиков и просмотров будет гораздо меньше».

<…>

Поскольку YouTube в основном показывает видео по запросу, зрители сами выбирают, что смотреть сначала, а что потом, на какую кнопку нажать первой; их выбор зачастую основан на том, как выглядит заставка. Как объяснил Аданд, в этом соревновании рекомендуемое видео чернокожих авторов выбирают реже, чем видео европеоидных авторов. Со временем это предпочтение учитывается в алгоритмах рекомендаций, направленных на представление перед зрителями того видео, которое они, скорее всего, захотят посмотреть.

Аданд пояснил: «Если перед вами две заставки: чернокожий парень против прекрасной белой девушки — большинство людей, да и я сам, предпочтут видео белой девушки, понимаете? А если мы и посмотрим ролик чёрного парня, то уже во вторую очередь. Я думаю, это происходит из-за того, что нас подтолкнули к выбору ролика».

Пример мультипликационного образа чернокожего на канале Аданда Торна

© sWoozie / Youtube

Поговорив с Адандом, я заново пересмотрел его канал. На заставке ни одного из тридцати самых популярных видеороликов за всю его десятилетнюю карьеру лица автора не видно. Затем я посмотрел канал KSI. На заставках некоторых из его лучших видео демонстрировалось лицо автора, но все эти заставки созданы после того, как ролик обрёл популярность. Когда я посмотрел первые съёмки — те, благодаря которым KSI прославился, — оказалось, что лицо появилось на заставке только в одном ролике из первой сотни.

Моя жена родом из Доминиканы. Обе наши дочери — юные мулатки. Тяжело думать о том, что, если они откроют канал на YouTube, зрители с меньшей вероятностью выберут их видео из-за фактора расовой принадлежности. Тот факт, что им или любым другим чернокожим авторам сложнее добиться успеха на YouTube, доказывает, что даже открытые, беспристрастные системы могут быть искажены скрытыми предубеждениями.

В этом вопросе YouTube не одинок. Amazon подвергся критике, когда журналисты из Bloomberg обнаружили, что его служба доставки «день в день» была недоступна в большинстве кварталов, где живут чернокожие. Знаменитую игру с дополненной реальностью Pokémon GO осудили, когда оказалось, что покемона легче найти в «белых» кварталах с большим количеством парков и общественных заведений, чем в «чёрных»: многолетнее наследие сегрегационной жилищной политики в реальном мире отразилось на мире виртуальном.

Легко пережить недостаток покемонов в вашем районе, но есть и более опасные примеры необъективности алгоритмов. Исследователи ProPublica обнаружили, что программное обеспечение, используемое судами для оценки риска в отношении будущего преступного поведения подсудимого, ошибалось в прогнозировании, вдвое завышая вероятность рецидива для чернокожих подсудимых по сравнению с белыми обвиняемыми. Кроме того, группа исследователей из Гарварда обнаружила, что онлайн-реклама «Узнай своё уголовное досье» чаще показывается афроамериканцам.

© K.S.I. / Instagram

Часть таких проявлений — попытки Кремниевой долины бороться с этнокультурным разнообразием. По данным Computing Research Association, афроамериканцы составляют всего около 2% технических специалистов, хотя среди тех, кто получает учёные степени в области информатики и вычислительной техники, доля афроамериканцев превышает 4%. Если же в алгоритме не заложены равные права для всех, значит, они, к сожалению, отражают существующие в нашем обществе предубеждения.

Отсутствие просмотров на YouTube, конечно, не так трагично, как отказ в освобождении под залог, но по-прежнему вызывает тревогу по нескольким причинам. Это противоречит идеалам такой открытой и демократичной платформы, как YouTube, на которой каждый найдёт возможность поделиться своим творчеством. Но ещё более тревожно то обстоятельство, что такой подход может изменить работу медиаиндустрии. Если вы считаете, что благодаря потоковому видео у нас появился шанс на миллион — конкурировать с Голливудом, а раз уж вы читаете это, я предполагаю, вы за эту идею, тогда выскажитесь, разве кто-то вправе решать, кому в первую очередь появляться на экране и чьи видео более достойны внимания?

У «Секрета фирмы» появился канал в «Яндекс.Дзене». Подписывайтесь!

Фотография на обложке: K.S.I. / Instagram