Егор Евланников. Почему предпринимателю полезно быть ментором
В мире, где идеи почти ничего не стоят, предпринимателям необходимы люди, которые помогут воплотить задуманное в жизнь. Тренинги, вебинары и экспресс-курсы помогут найти ответы только на локальные вопросы: повышение продаж, выстраивание корпоративных коммуникаций, интернет-продвижение. Системные вопросы вроде масштабирования бизнеса или привлечения инвестиций требуют взгляда сверху — и взгляда того, кто уже прошёл подобный этап. Согласно исследованию Endeavor (некоммерческой организации, специализирующейся на социальных инвестициях в малый и средний бизнес), 30% руководителей успешных компаний Нью-Йорка из сферы высоких технологий прибегали к услугам менторов.
Но не все успешные бизнесмены готовы к тому, чтобы погружаться в чужой бизнес и посвящать наставничеству время. За почти год мы пригласили на роль ментора 143 предпринимателей, и только 45 человек ответили положительно. Среди них — Оскар Хартманн (Kupivip.ru, CarPrice, Aktivo), Сергей Рыжиков («1С-Битрикс»), Евгений Маликов (экс-Mail.Ru, McKinsey Digital). Все они считают, что менторство помогло им вырасти как профессионалам.
В прошлом году к нам в клуб «Эквиум» (это проект Рыбаков-фонда) обратился белгородский предприниматель Фёдор Жерновой. У него были проблемы с управлением растущей компании по разработке ПО и тем, как её масштабировать. Его ментором стал основатель компании «Связной» Максим Ноготков. Предприниматели общаются уже почти год, за это время выручка бизнеса Жернового выросла в несколько раз — и во многом благодаря советам Ноготкова о том, как изменить управление компанией. Например, Жерновой внедрил систему привлечения и развития талантливых кадров и сэкономил около 10 млн рублей на расходах на персонал. Он признаёт, что сам пришёл бы к этому решению только через пару лет.
Кто может стать ментором
Как мы выбираем менторов? Есть формальные критерии. Во-первых, это успешный предприниматель, который занимается бизнесом не менее пяти лет из последних десяти. Во-вторых, у него положительная деловая репутация. И наконец, он готов уделять время на общение с наставляемым. Мне не приходилось уговаривать стать ментором никого из тех, кто сейчас сотрудничает с клубом. Каждый из них уже был готов вносить личный вклад в трансформацию российского предпринимательства.
Сразу после согласия стать ментором возникает главный вопрос: сколько времени предприниматель готов тратить на наставничество. Мы рекомендуем встречаться еженедельно на один-два часа. Главное — не продолжительность встреч, а их периодичность. Поэтому мы не ставим жёсткие ограничения: кто-то располагает тремя часами в неделю, у кого-то есть полчаса в месяц. Ментор должен быть готов к срочным вопросам. Например, вице-президенту Sela Эдуарду Остроброду его наставляемые Виктор Зубик и Никита Сизиков, сооснователи Invend, иногда звонили за советом во время важных переговоров.
Поиск пары
Следующий этап — подбор наставляемого. Чтобы произошла магия, иногда требуется много времени и сил. Сначала мы составляем перечень потребностей участников и предлагаем ему список самых подходящих, на наш взгляд, менторов с указанием их компетенций. 60% участников, приходящих в клуб, уже представляют, с каким ментором они хотели бы работать. Если этот человек пока не сотрудничает с клубом, мы связываемся с ним. Например, участник Андрей Суходоев (Profmax) хотел видеть в качестве бизнес-наставника основателя «Мосигры» Дмитрия Кибкало. Теперь они работают вместе.
Далее мы проводим first opinion review — знакомство с потенциальным наставником. Иногда требуется и вторая встреча. После этого в большинстве случаев складывается пара и начинается работа. Такого, чтобы созданный тандем распадался, у нас не было.
Порой и у бизнесмена, готового стать наставником, есть свои пожелания. Например, ему интересно сотрудничество с представителем определённой сферы. Или он хочет работать с наставляемым с бизнесом из другой области, чтобы расширить горизонт знаний и свои компетенции. Например, Светлана Баланова, генеральный директор разработчика сложных IT-решений IBS, помогает Евгению Гордееву, управляющему партнёру в коммуникационной компании Breffi. А директор по развитию AliExpress в России и СНГ Марк Завадский работает с Денисом Сметневым, сооснователем онлайн-школы английского языка Skyeng. Важно не столько совпадение сфер бизнеса, сколько схожесть мышления и предпринимательских подходов. Всего у нас сложилось 20 пар, а сейчас продолжают работать 11 из них.
Отдача
Мотивация почти у всех наших менторов примерно одинаковая — им важна возможность передать свои знания. Есть ещё несколько положительных моментов наставничества.
С одной стороны, менторство полезно в долгосрочной перспективе — оно создаёт благоприятную атмосферу для развития предпринимательства. Менторы помогают превратить стартапы в реально работающие бизнесы, что положительно влияет на экономику. Рынок становится более инновационным. Это выгодно не только стартапам, но и давно существующим бизнесам.
С другой стороны, менторство полезно лично наставникам. Оно развивает аналитические способности и помогает шире смотреть на вещи. Ведь если предприниматель посвящает всё время собственной компании, у него замыливается взгляд и становится всё сложнее принимать нестандартные решения. А тут — возможность узнать другие бизнесы изнутри и перенять опыт.
Профессиональные инвесторы признаются, что институт наставничества позволяет им понять, насколько перспективен определённый сегмент рынка. Но вести кого-то и одновременно инвестировать в его бизнес в рамках клуба запрещено: это исключает доверительные отношения в тандеме, потому что ментором может руководить коммерческий интерес, а не филантропия.
Наверное, среди членов клуба найдутся и те, кто занимается менторством для продвижения личного бренда, но мне такие цели никто не озвучивал. Точно могу сказать, что бизнесмен не сможет стать ментором, руководствуясь нездоровыми личностными амбициями и желанием, чтобы «всё было по моему». Открытость новому, желание передать накопленный опыт и услышать другую точку зрения — вот что отличает менторов от просто успешных бизнесменов.
При удачном опыте наставляемый, скорее всего, захочет сам стать ментором. В нашем клубе так уже произошло с основателем холдинга Like Аязом Шабутдиновым — он пришёл в клуб учиться у Сергея Солонина (QIWI), а сегодня уже передаёт свой опыт дальше. Его наставляемый — Михаил Ланцман (Lancman School). Создатель CarPrice Эдуард Гуринович тоже пришёл в клуб в качестве наставляемого, но понял, что готов стать ментором, и сейчас работает с Алексеем Черепахиным (Tvil.ru).
Фотография на обложке: IMDb