secretmag.ru
Мнения

Дядя Ваня с точки зрения эволюции просто проигрывает китайцам как динозавр. Что стало с динозаврами?

Китайцы, Сибирь и красивый Путин

Из маргинального интернет-магазина для гиков AliExpress в России стал популярной площадкой. По итогам 2018 года выручка ООО «Алибаба.ком (ру)» выросла на 137%, что стало рекордом среди всех крупных e-commerce-компаний на российском рынке.

Угрожает ли экспансия китайских товаров российской промышленности, как русские пытаются обмануть продавцов и почему китайцы не любят шоколад «Алёнка», нам рассказал директор по связям с госорганами «AliExpress Россия» Сергей Лебедев.

Китайская онлайн-торговля убивает российский ретейл и производство?

Приведу личный пример. Мне понадобилось защитное стекло на айфон, я в это время был в Красноярске. Зашёл в популярную торговую сеть, цена — 850 рублей. При этом я знаю, что у нас на «Али» такой же можно заказать за 138 рублей. И все, кто связан с торговлей, понимают, что вот эта шестикратная разница не может быть продиктована ни налоговым бременем, ни даже дороговизной российского «наукоёмкого производства».

© стриншот с сайта aliexpress.com

Мы ничего не разрушаем, мы просто внедряем более эффективную модель, на которую постепенно переходит и «каменный» ретейл.

Верно ли, что AliExpress занял нишу дешёвых вещевых рынков 90-х?

Занял ли «Али» нишу вещевых рынков 90-х — имею в виду нишу недорогих товаров, но качественных? Да, занял. Почему занял?

Давайте порассуждаем. Первое: удобно. Не надо никуда ходить, можно посмотреть всё дома. Во-вторых, в разы шире выбор! В-третьих, это безопасно. Когда покупаешь что-то на рынке, сдать товар можно не всегда. А на «Али» можно даже не только сдать товар, но и вернуть свои деньги.

В момент заказа продавец не получает оплату, ему приходит только уведомление, что необходимо отправить товар по определённому адресу. Деньги он получает только тогда, когда вы подтвердили получение заказа и прошёл 15-дневный период. В течение этого срока покупатель может заявить, что его не устраивает качество товара, и инициировать спор в системе.

Китай сейчас — это не тот «китай», что был на рынках в 90-х в Лужниках, в Конькове.

Что скажете о российских покупателях? Часто мошенничают?

Последнее время в Рунете начали появляться инструкции, как обмануть продавца на AliExpress. Покупатель, например, в фоторедакторе пририсовывает трещину на экран полученного смартфона и часто выигрывает $15–20. Это настоящий потребительский экстремизм, ещё мы называем таких покупателей потребителями с низкой социальной ответственностью.

© скриншот с сайта aliexpress.com

Мы боремся с ними так: отсматриваем статистику каждого потребителя с большим количеством споров. Если, например, за год у одного человека было 116 обращений, значит, дело, скорее всего, не в продавцах. Некоторые покупатели жалуются на нас в Роспотребнадзор, но это, как правило, жалобы, связанные с проблемами доставки. В 95% случаев мы идём навстречу потребителю.

За счёт чего растёт AliExpress? Связано ли это с падением доходов россиян?

Падение реальных доходов, о котором говорит Росстат, толкает людей покупать в интернете. Прирост не только у нас, но и у других торговых интернет-площадок. Люди видят, что могут сэкономить, и пользуются этим. И да, мы улучшаем нашу логистику.

Раньше доставка из Китая занимала месяц, теперь это две недели и даже меньше. Не поверите — это стало возможным в том числе благодаря «Почте России». Что касается среднего чека, то, хотя я и не могу приводить официальные цифры, сошлюсь на DataInsight. Он указывает его в районе $10, это почти соответствует действительности.

© depositphotos.com/vostockphoto

По категориям у нас больше всего заказывают аксессуары для телефонов, мелкую электронику и одежду.

Некоторые вещи, с которыми Владимир Владимирович появляется на публике, потом становятся хитами продаж в Китае, даже получают свои названия — например, «термос Путина».

Но наша основная аудитория сейчас — это те, кого мы называем AliExpress Generation. Молодёжь, которая выросла со смартфоном в руках, и наше приложение было для неё окном в шопинг. Они любят тестировать новое, не боятся китайских брендов. Они выросли вместе с нами и сейчас готовы покупать более дорогое. Благодаря этому поколению все узнали про Xiaomi, OnePlus и другие новые бренды.

Путин — красавчик?

Путин прекрасно выглядит для своего возраста! Человек руководит страной на протяжении 20 лет, наверное, это требует полного самоотречения. Он один из самых популярных мировых политиков в Китае.

Что думаете о захвате китайцами Сибири?

Захватывают ли китайцы наш Дальний Восток и Сибирь? Условный господин Ван готов работать за рубль в день, а дядя Ваня — нет. Ну так в чём проблема? Китайцы видят возможность заработать и пользуются ею. Кто им предоставляет такую возможность? Тот же дядя Ваня.

© depositphotos.com/vostockphoto

Получается, условный дядя Ваня с точки зрения эволюции просто проигрывает китайцам как динозавр.

Что стало с динозаврами?

Что касается территориальных притязаний, то да, были периоды в истории, когда часть современной территории Сибири и Дальнего Востока входила в состав Китая — например, во времена династии Юань (XIII–XIV века), кстати, основанной монголами. Но с тех пор много воды утекло, и ещё в XIX веке были заключены договоры между Россией и Китаем, устанавливающие границы между государствами. Вообще, у Китая почти со всеми соседями есть территориальные споры, но Россия — это исключение, у нас полное взаимопонимание по вопросам границ.

Возможен ли крымский сценарий с референдумом и отделением от России?

Как вы себе это представляете? Я вот не представляю. И даже не понимаю, для чего Китаю брать суверенитет над новыми территориями. Тут аналогия не сработает, и нет, территориальных претензий у Китая к России нет. К другим странам есть, к нам — нет.

«Тупые китайцы» — миф или реальность?

Возможно, некоторые европейцы считают китайцев тупыми, но это ошибка. Они просто другие.

Например, я убеждён, что особенности языка определяют особенности менталитета. Представьте, что китайские дети, условно, учат один иероглиф наизусть в течение трёх дней. Зубрят его, потому что другого выхода нет: либо ты знаешь иероглиф, либо нет. Алфавит в китайском языке не предусмотрен. И таких иероглифов надо вызубрить тысячи две-три как минимум. Я, как человек, который хорошо знаком с этой культурой, считаю, что европейцам нельзя учить китайский первым иностранным языком, он устанавливает ассоциативную манеру мышления в ущерб аналитической.

Кто-то в Европе считает Китай сборищем тупиц? Тогда я напомню, что многие европейские страны находятся на более низком уровне развития экономики, чем Китай. Экстенсивное ли развитие в Китае? Да, в основном экстенсивное, но постепенно они меняются.

Джек Ма называет Alibaba Group IT-компанией. Какими разработками можете похвастать?

Теперь о «жёстком» хайтеке. Во-первых, в Alibaba Group разрабатываются квантовые компьютеры, но больше рассказать не могу, они держатся в строжайшем секрете.

© depositphotos.com/vostockphoto

Ещё одно направление — умный город. Мы разработали и внедряем систему умного города в Ханчжоу, где находится наша штаб-квартира. Это система регулирования трафика с автоматическими светофорами, выбором оптимального маршрута для скорой помощи и т. д. Следующим этапом проекта станет автоматизация обработки нарушений на дорогах.

Система распознавания лиц в Китае внедрена почти повсеместно. Даже в нашей штаб-квартире подтянули моё фото из системы, у турникета тебя считывает камера и впускает, ни разу не было сбоя. Удобно, но жутковато.

Разработка искусственного интеллекта в Китае и вовсе является национальной программой. По ней к 2030 году страна должна стать мировым лидером в этой области.

Почему российские предприниматели не так успешны в Китае?

Некоторые соотечественники до сих пор думают: что бы ты ни привёз в Китай, купят всё равно, потому что он большой, народу тьма. Нашему малому и среднему бизнесу очень не хватает пассионарности. Никто не ждёт там оренбургские платки, если не объяснить и не рассказать о них сначала.

© стриншот с сайта aliexpress.com

Китайский потребитель достаточно требователен, и ему всё надо разъяснять. Хотите яркий пример? Шоколад «Алёнка» очень популярен в Китае, но что с ним происходит? Ему не нужно заниматься брендингом, его и так все знают, но нужно заниматься маркетингом, потому что китайцы скупают шоколад в России как сувенир, а не как десерт. Им не очень нравится наш шоколад, они считают его сладким, хотя по содержанию сахара «Алёнка» примерно на одном уровне с Dove и Hershey’s, которые в Китае прекрасно продаются. Мало просто привезти китайцам легендарный шоколад, надо буквально показать, как его есть, — например, вприкуску с чаем.

У Alibaba есть свой университет, в котором преподают в том числе и основы предпринимательства. Есть и образовательные программы для российских бизнесменов. Кстати, думаю, такая программа достойна включения в нацпроект Минэкономразвития по развитию МСБ. Мы могли бы многому научить российский малый и средний бизнес.