Дядя Ваня с точки зрения эволюции просто проигрывает китайцам как динозавр. Что стало с динозаврами?
Из маргинального интернет-магазина для гиков AliExpress в России стал популярной площадкой. По итогам 2018 года выручка ООО «Алибаба.ком (ру)» выросла на 137%, что стало рекордом среди всех крупных e-commerce-компаний на российском рынке.
Угрожает ли экспансия китайских товаров российской промышленности, как русские пытаются обмануть продавцов и почему китайцы не любят шоколад «Алёнка», нам рассказал директор по связям с госорганами «AliExpress Россия» Сергей Лебедев.
Китайская онлайн-торговля убивает российский ретейл и производство?
Приведу личный пример. Мне понадобилось защитное стекло на айфон, я в это время был в Красноярске. Зашёл в популярную торговую сеть, цена — 850 рублей. При этом я знаю, что у нас на «Али» такой же можно заказать за 138 рублей. И все, кто связан с торговлей, понимают, что вот эта шестикратная разница не может быть продиктована ни налоговым бременем, ни даже дороговизной российского «наукоёмкого производства».
Мы ничего не разрушаем, мы просто внедряем более эффективную модель, на которую постепенно переходит и «каменный» ретейл.
Верно ли, что AliExpress занял нишу дешёвых вещевых рынков 90-х?
Занял ли «Али» нишу вещевых рынков 90-х — имею в виду нишу недорогих товаров, но качественных? Да, занял. Почему занял?
Давайте порассуждаем. Первое: удобно. Не надо никуда ходить, можно посмотреть всё дома. Во-вторых, в разы шире выбор! В-третьих, это безопасно. Когда покупаешь что-то на рынке, сдать товар можно не всегда. А на «Али» можно даже не только сдать товар, но и вернуть свои деньги.
В момент заказа продавец не получает оплату, ему приходит только уведомление, что необходимо отправить товар по определённому адресу. Деньги он получает только тогда, когда вы подтвердили получение заказа и прошёл 15-дневный период. В течение этого срока покупатель может заявить, что его не устраивает качество товара, и инициировать спор в системе.
Китай сейчас — это не тот «китай», что был на рынках в 90-х в Лужниках, в Конькове.
Что скажете о российских покупателях? Часто мошенничают?
Последнее время в Рунете начали появляться инструкции, как обмануть продавца на AliExpress. Покупатель, например, в фоторедакторе пририсовывает трещину на экран полученного смартфона и часто выигрывает $15–20. Это настоящий потребительский экстремизм, ещё мы называем таких покупателей потребителями с низкой социальной ответственностью.
Мы боремся с ними так: отсматриваем статистику каждого потребителя с большим количеством споров. Если, например, за год у одного человека было 116 обращений, значит, дело, скорее всего, не в продавцах. Некоторые покупатели жалуются на нас в Роспотребнадзор, но это, как правило, жалобы, связанные с проблемами доставки. В 95% случаев мы идём навстречу потребителю.
За счёт чего растёт AliExpress? Связано ли это с падением доходов россиян?
Падение реальных доходов, о котором говорит Росстат, толкает людей покупать в интернете. Прирост не только у нас, но и у других торговых интернет-площадок. Люди видят, что могут сэкономить, и пользуются этим. И да, мы улучшаем нашу логистику.
Раньше доставка из Китая занимала месяц, теперь это две недели и даже меньше. Не поверите — это стало возможным в том числе благодаря «Почте России». Что касается среднего чека, то, хотя я и не могу приводить официальные цифры, сошлюсь на DataInsight. Он указывает его в районе $10, это почти соответствует действительности.
По категориям у нас больше всего заказывают аксессуары для телефонов, мелкую электронику и одежду.
Некоторые вещи, с которыми Владимир Владимирович появляется на публике, потом становятся хитами продаж в Китае, даже получают свои названия — например, «термос Путина».
Но наша основная аудитория сейчас — это те, кого мы называем AliExpress Generation. Молодёжь, которая выросла со смартфоном в руках, и наше приложение было для неё окном в шопинг. Они любят тестировать новое, не боятся китайских брендов. Они выросли вместе с нами и сейчас готовы покупать более дорогое. Благодаря этому поколению все узнали про Xiaomi, OnePlus и другие новые бренды.
Путин — красавчик?
Путин прекрасно выглядит для своего возраста! Человек руководит страной на протяжении 20 лет, наверное, это требует полного самоотречения. Он один из самых популярных мировых политиков в Китае.
Что думаете о захвате китайцами Сибири?
Захватывают ли китайцы наш Дальний Восток и Сибирь? Условный господин Ван готов работать за рубль в день, а дядя Ваня — нет. Ну так в чём проблема? Китайцы видят возможность заработать и пользуются ею. Кто им предоставляет такую возможность? Тот же дядя Ваня.
Получается, условный дядя Ваня с точки зрения эволюции просто проигрывает китайцам как динозавр.
Что стало с динозаврами?
Что касается территориальных притязаний, то да, были периоды в истории, когда часть современной территории Сибири и Дальнего Востока входила в состав Китая — например, во времена династии Юань (XIII–XIV века), кстати, основанной монголами. Но с тех пор много воды утекло, и ещё в XIX веке были заключены договоры между Россией и Китаем, устанавливающие границы между государствами. Вообще, у Китая почти со всеми соседями есть территориальные споры, но Россия — это исключение, у нас полное взаимопонимание по вопросам границ.
Возможен ли крымский сценарий с референдумом и отделением от России?
Как вы себе это представляете? Я вот не представляю. И даже не понимаю, для чего Китаю брать суверенитет над новыми территориями. Тут аналогия не сработает, и нет, территориальных претензий у Китая к России нет. К другим странам есть, к нам — нет.
«Тупые китайцы» — миф или реальность?
Возможно, некоторые европейцы считают китайцев тупыми, но это ошибка. Они просто другие.
Например, я убеждён, что особенности языка определяют особенности менталитета. Представьте, что китайские дети, условно, учат один иероглиф наизусть в течение трёх дней. Зубрят его, потому что другого выхода нет: либо ты знаешь иероглиф, либо нет. Алфавит в китайском языке не предусмотрен. И таких иероглифов надо вызубрить тысячи две-три как минимум. Я, как человек, который хорошо знаком с этой культурой, считаю, что европейцам нельзя учить китайский первым иностранным языком, он устанавливает ассоциативную манеру мышления в ущерб аналитической.
Кто-то в Европе считает Китай сборищем тупиц? Тогда я напомню, что многие европейские страны находятся на более низком уровне развития экономики, чем Китай. Экстенсивное ли развитие в Китае? Да, в основном экстенсивное, но постепенно они меняются.
Джек Ма называет Alibaba Group IT-компанией. Какими разработками можете похвастать?
Теперь о «жёстком» хайтеке. Во-первых, в Alibaba Group разрабатываются квантовые компьютеры, но больше рассказать не могу, они держатся в строжайшем секрете.
Ещё одно направление — умный город. Мы разработали и внедряем систему умного города в Ханчжоу, где находится наша штаб-квартира. Это система регулирования трафика с автоматическими светофорами, выбором оптимального маршрута для скорой помощи и т. д. Следующим этапом проекта станет автоматизация обработки нарушений на дорогах.
Система распознавания лиц в Китае внедрена почти повсеместно. Даже в нашей штаб-квартире подтянули моё фото из системы, у турникета тебя считывает камера и впускает, ни разу не было сбоя. Удобно, но жутковато.
Разработка искусственного интеллекта в Китае и вовсе является национальной программой. По ней к 2030 году страна должна стать мировым лидером в этой области.
Почему российские предприниматели не так успешны в Китае?
Некоторые соотечественники до сих пор думают: что бы ты ни привёз в Китай, купят всё равно, потому что он большой, народу тьма. Нашему малому и среднему бизнесу очень не хватает пассионарности. Никто не ждёт там оренбургские платки, если не объяснить и не рассказать о них сначала.
Китайский потребитель достаточно требователен, и ему всё надо разъяснять. Хотите яркий пример? Шоколад «Алёнка» очень популярен в Китае, но что с ним происходит? Ему не нужно заниматься брендингом, его и так все знают, но нужно заниматься маркетингом, потому что китайцы скупают шоколад в России как сувенир, а не как десерт. Им не очень нравится наш шоколад, они считают его сладким, хотя по содержанию сахара «Алёнка» примерно на одном уровне с Dove и Hershey’s, которые в Китае прекрасно продаются. Мало просто привезти китайцам легендарный шоколад, надо буквально показать, как его есть, — например, вприкуску с чаем.
У Alibaba есть свой университет, в котором преподают в том числе и основы предпринимательства. Есть и образовательные программы для российских бизнесменов. Кстати, думаю, такая программа достойна включения в нацпроект Минэкономразвития по развитию МСБ. Мы могли бы многому научить российский малый и средний бизнес.