Дмитрий Малютин. Кто «импортозаместит» туры в Турцию и Египет
В этом году российский туристический рынок получил несколько мощнейших ударов. Сначала обанкротилась компания «Трансаэро», второй крупнейший авиаперевозчик. Затем, после гибели А321 над Синаем, власти закрыли самое популярное зимнее туристическое направление — Египет. Следом под санкции попали главные летние курорты — турецкие. Ситуацию усугубляют продолжающееся падение рубля, запрет некоторым категориям граждан (в частности, силовикам) выезжать из страны, разговоры о возможном введении «выездных виз» и составление списков «небезопасных стран».
Конечно, ещё в начале года было понятно, что турпоток за рубеж сильно сократится — чартерные перевозки упали на 40%. На этом фоне государство настойчиво предлагало единственную возможную, на его взгляд, альтернативу — курорты Крыма и Краснодарского края. В итоге прошлым летом отечественному побережью устроили своеобразный тест-драйв. Определённые успехи были достигнуты. Мы, например, этим летом 26% всех туров продали именно на российские курорты. Им даже удалось выйти на второе место по популярности среди россиян (позади остался Египет, но Турцию, куда отправился каждый третий турист, догнать не получилось).
Впрочем, по итогам года наши курорты всё равно сместились на третье место — с 18%. Первое и второе места поделили Турция, куда отправились 27% отдыхающих, и Египет — 28%. Причины понятны. Во-первых, климат. Всё-таки Крым — это летний, а не круглогодичный курорт. Несмотря на все усилия чиновников, подогреть зимой Чёрное море до температуры Красного невозможно. Во-вторых, взрывная популярность российских курортов выявила огромные проблемы с инфраструктурой и уровнем сервиса. Особенно ярко они проявились в Крыму. Полуостров не готов к требованиям российских туристов, которые успели побывать за рубежом.
В следующем году многие из тех, кто съездил на российские курорты, снова намерены лететь за границу. Там — лучше. У нас недостаточно развита культура обслуживания. Далеко не все отдыхающие готовы мириться со старыми гостиницами, посредственно убранными номерами, скромным питанием и неприветливым персоналом, пусть даже говорящим на русском языке. Кроме того, в очень немногих местах можно получить столь любимый туристами all inclusive (по адекватной цене этого сервиса нет вообще). При этом декабрь продемонстрировал, что стоимость отдыха в России вряд ли будет снижаться — покататься на лыжах в Сочи стоит дороже, чем в Андорре (не говоря уже о Болгарии). Скорее всего, летом цены на пляжный отдых в Адлере или Евпатории резко пойдут вверх. Что в этой ситуации делать 7 млн россиян, которые в более спокойные времена ежегодно летали в Египет и Турцию?
Конечно, из-за девальвации рубля и геополитической ситуации внутренний туризм продолжит расти. Разумеется, в России есть отличные отели европейского уровня (например, в Сочи), но позволить их себе могут далеко не все туристы, привыкшие раз в год ездить в Кемер или греться на пляжах Хургады. Им придётся либо остаться дома, либо открыть для себя новые страны. И в этом сейчас основная задача туроператоров — найти места, куда можно будет слетать по адекватной цене и желательно без визовой волокиты.
В качестве летнего направления очевидной заменой Турции представляется Кипр. Возможно, туристы заинтересуются также Грецией, Испанией и Италией. При условии, конечно, что рубль перестанет стремительно дешеветь. Кроме того, в городе, где проживает турист, должен быть визовый центр, в котором можно сдать отпечатки пальцев на Шенгенскую визу. Жителям удалённых регионов придётся ограничиться безвизовыми странами или тратить много времени и сил на оформление документов. Перспективным направлением представляется Марокко — местная туристическая инфраструктура активно развивается.
Тем не менее, спад выездного туризма в следующем году для всех очевиден — на 10–15%, как минимум. Самое неприятное, что сейчас происходит, — это сокращение пассажиропотока, числа людей, которые вообще могут куда-то поехать. Далеко не каждая семья может себе позволить более или менее качественный отдых за 100 000 рублей даже раз в год. Бизнесу сейчас приходится сокращать объёмы и оптимизировать процессы, чтобы туристы не отказывались от поездок.
Если летние направления ещё как-то можно заменить, то с зимними всё совсем сложно. Египет был уникален с точки зрения соотношения климата, инфраструктуры, цены и качества. По оценке нашей компании, год назад в конце декабря 54% туристов полетели в Египет. Сейчас такое же количество людей не может позволить себе отдохнуть на тёплом курорте. Любые относительно доступные жаркие направления (Таиланд, Вьетнам, Индия или Доминикана) стоят дороже. Соседи Египта (Израиль, Иордания или Арабские Эмираты) — тоже. Кроме того, ни одно из ближневосточных государств не может предложить туристам чувствовать себя так же раскрепощено, как в любом египетском отеле, — это страны с глубокими религиозными традициями, и многие вещи там просто оказываются неуместны.
Автор — генеральный директор сервиса по продаже туров онлайн Level.Travel
Фотографии на обложке: Ирина Кузнецова / ТАСС / «Интерпресс»